Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
22 сентября 2003 г.

Редакция | Financial Times

Сильная российская экономика начинается в семье

На этой неделе президент Путин приезжает в США с хорошими новостями. Российская экономика продолжает набирать обороты, и повышение инвестиционного статуса, похоже, не за горами.

Проезжая по Нью-Йорку, Путин увидит нечто поразительное: логотип российской компании "Лукойл" на бензоколонках заменил американский знак Getty. Это важный символ. Россия и США могут быть инвестиционными партнерами. Но кардинальный вопрос для российской экономики состоит в том, может ли она стать чем-то большим, чем новый нефтяной насос мира.

Отношения России с рыночным капитализмом драматичны. Восстав из пепла финансового краха 1998 года, Россия уже почти пять лет отмечает устойчивый рост своего валового внутреннего продукта.

Зарождающийся российский средний класс заявляет о себе через увеличение расходов. Розничный оборот 2003 года может составить 150 млрд долларов.

Первоначально розничная тенденция была самой сильной в продаже пищевых продуктов, но теперь все более значительную долю в семейных расходах занимают товары длительного пользования. Отечественные производители откликнулись на спрос. Открытым остается вопрос, способна ли Россия, подобно Китаю, превратиться в экспортера. Квалифицированная рабочая сила и ее низкая стоимость, а также географическое положение в центре Евразии позволяют предположить, что такая возможность существует.

Если тенденция сохранится, она может оказать положительное влияние на экономическое и политическое развитие России. Продвижение этой тенденции, вероятно, будет одной из тем во время встреч Путина с потенциальными американскими инвесторами и с президентом Бушем и его командой в Кемп-Дэвиде.

История российского потребления не прошла незамеченной для иностранных инвесторов. В 2000 году Ikea, шведская компания по розничной продаже мебели, открыла несколько огромных магазинов в Москве и Петербурге. Объем продаж Ikea достаточно велик для того, чтобы оправдать планы по созданию в стране еще десятка торговых точек, а это свидетельствует о распространении образа мыслей среднего класса за пределы двух самых больших городов. Этому примеру следует сеть немецких супермаркетов Metro. Российский сектор беспроводной связи - один из наиболее развивающихся рынков.

Усиление среднего класса заставляет большие западные компании, ориентированные на потребителя, внимательнее взглянуть на Россию. Россиянам нужны качественная мебель, мобильные телефоны, телевизоры, бытовая техника и автомобили. Если это продлится, бум в сфере банковского обслуживания и других услуг не заставит себя ждать.

Пережив при советской командной экономике десятилетия дефицита, россияне сегодня становятся диктаторами рыночного спроса. Эта перемена обусловлена несколькими факторами. Российские семьи намного богаче, чем было принято считать; их склонность к потреблению велика; у них мало долгов.

Сильные стороны российских потребителей неразрывно связаны со слабыми сторонами экономики. Во-первых, неожиданно высокий свободный доход свидетельствует о годах накапливания денег "под матрасом", в том числе за счет "серой" экономики. По оценкам некоторых аналитиков, нынешний ВВП в России составляет почти 450 млрд долларов, что на 40% выше официальных цифр.

Во-вторых, сильная склонность к приобретению свидетельствует об отсутствии разумных каналов накопления и инвестирования. Наконец, невысокий уровень долгов говорит об отсутствии развитой системы потребительского кредитования. На то, чтобы это изменить, нужно время.

Сохраняются такие проблемы, как управление неожиданными доходами от высоких цен на нефть, диверсификация производственного сектора, укрепление верховенства закона и вступление во Всемирную торговую организацию. Достичь этих целей можно, если Путин и его команда будут помнить об их значимости и действовать.

Рост потребительского сектора будет способствовать этому процессу и облегчит его. Потребители являются естественными сторонниками рыночных реформ и атмосферы бизнеса, обеспечивающей предсказуемость, прозрачность и зажиточность. В рыночных экономиках средний класс является двигателем перемен.

Экономика - это политика. Политическая стратегия Путина будет все больше зависеть от нужд избирателей из среднего класса. При этом необходимо поддерживать баланс между требованиями сверхбогатых олигархов, служб безопасности и пенсионеров. Если это удастся гармонизировать, наследием Путина станет действительно современная Россия.

Источник: Financial Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru