Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
22 сентября 2008 г.

Эндрю Баст | Newsweek

Критичный взгляд в будущее

По словам Збигнева Бжезинского, Соединенные Штаты вступают в новую историческую эпоху

Соперничество между кандидатами в президенты обостряется, а следовательно, рассуждения о губной помаде и свиньях выходят на первый план, оттесняя более серьезные темы. Однако кандидатам недолго удастся уходить от трудных вопросов. Первые дебаты между Бараком Обамой и Джоном Маккейном - они состоятся 26 сентября в Университете Миссисипи - будут посвящены внешней политике. И, пока в заголовках тесно от свиней и питбулей, администрация Буша за кулисами приняла ряд решений, в связи с которыми следующий президент унаследует новый комплекс проблем.

По словам Збигнева Бжезинского, профессора School of Advanced International Studies при Университете Джонса Хопкинса, бывшего советника президента Джимми Картера по вопросам национальной безопасности, кандидаты должны будут учесть тот факт, что Америка стоит на пороге новой эры глобальной политики. Бжезинский и Брент Скаукрофт, советник президента Джорджа Х.У.Буша по национальной безопасности, только что написали вместе книгу "Америка и мир: беседы о будущем американской внешней политики". Недавно Бжезинский поговорил с корреспондентом NEWSWEEK Эндрю Бастом о глобальном политическом пробуждении, происходящем в данный момент, а также новой политике администрации Буша в разных областях и программе действий новой администрации. Приводим выдержки из интервью.

- Почему сейчас у нас возникла необходимость обсуждать внешнюю политику США?

- По двум причинам. Во-первых, мы вступили в новую историческую эпоху, и нам следует пересмотреть ряд основных тезисов, которыми мы руководствовались в течение нескольких последних десятилетий. Во-вторых, нынешняя администрация Буша так напортачила, настолько подорвала престиж США в мире и фактически настолько ослабила американскую мощь, сократила влияние Америки и подорвала нравственную репутацию Америки, что необходимо критично взглянуть в будущее.

- В чем суть этой новой исторической эпохи?

- Есть абсолютно новая реалия - отныне мир пробудился в политическом отношении. Это значит, что в мировом масштабе мы имеем дело с человечеством, которое активно в политическом плане и интерактивно взаимодействует с миром, реагируя на раздражители из самых разных мест, подражая восстаниям или революциям других, наблюдает за Соединенными Штатами по телевизору и одновременно восхищается этой страной и злится на нее. В результате традиционная мощь, которая часто применялась к политически-пассивным социумам, больше не всесильна. Вдобавок впервые существуют глобальные вызовы, выходящие за пределы традиционных государственных границ и не вписывающиеся в традиционную межгосударственную политику. Разумеется, я имею в виду климат, окружающую среду, экологию, а также явления вроде борьбы за человеческое достоинство, обусловленную нежеланием мириться с несправедливостью и неравенством положения людей.

- Приведите пример этого политического пробуждения.

- Рассмотрим проявления политического недовольства по всему миру. Между ними столько общего. Будь то восстание в Киргизии, уличные беспорядки в Египте, политические демонстрации в Боливии или недавние волнения из-за Тибета, - складывается впечатление, что массовое недовольство является почти что эпидемией подражания.

- Если говорить о политической обстановке в США, то как вы прокомментируете недавние известия о том, что Силы особого назначения США теперь безнаказанно наносят удары по территории Пакистана?

- Полагаю, они наносили такие удары и в других странах. Я считаю, что это опасно. Меня тревожит тенденция чрезмерно милитаризировать проблему, с которой мы имеем дело в Афганистане и, по принципу расширения, в Пакистане. Боюсь, мы можем увязнуть там еще на много лет после других болезненных злоключений - тяжелой войны, которую мы сами выбрали, бессмысленной войны в Ираке.

- В этих целях, насколько я понимаю, Буш решил приступить к выводу войск из Ирака и направлению части этих сил в Афганистан?

- Вывод войск из Ирака - это очень разумно. Я уже почти два года ратую за систематические переговоры со всеми основными иракскими лидерами, представителями всего политического и этнически-религиозного спектра, для совместного выбора даты вывода войск. Не думаю, что просто увеличить контингент в Афганистане - это лучший выход. Афганцы - а об Афганистане я кое-что знаю - традиционно питают неприязнь к вооруженным иноземцам, приходящим на их землю.

- Этим летом американские дипломаты выдвинули идею открыть в Тегеране дипломатическое представительство - так называемую "зону интересов". Как вы думаете, для администрации Буша это важная перемена?

- Если они воплотят идею в жизнь, то это, безусловно, будет перемена. Но на данный момент я не вижу никаких признаков осуществления идеи. Не знаю также, исключает ли президент другую альтернативу, о которой вы упомянули.

- О чем следует говорить кандидатам в президенты США в период избирательной кампании?

- В сугубо внешнеполитическом плане очевидно, что на первом месте находится взаимосвязанный комплекс кризисов - от израильско-палестинского конфликта до войны в Ираке, трений и конфронтации в отношениях с Ираном и обострения конфликта в Афганистане и Пакистане. Помимо вышесказанного, новому президенту придется заняться еще одним очень важным вопросом - необходимостью предпринять серьезные усилия для реального формирования общей политики, а также разделения тягот с европейцами. США не в силах решать глобальные проблемы собственными силами. Кроме того, теперь мы должны дополнить список новой проблемой - а именно, вопросом о том, как обходиться с Россией.

- Взглянем на историю президентских выборов: насколько серьезно обычно дискутируют кандидаты о внешней политике во время избирательной кампании?

- Эти темы обсуждаются только в том случае, если влияют на настроения внутри страны. Это логично: задача кандидатов - победить на выборах, а не участвовать в публичном обсуждении внешней политики, не считаясь с последствиями для своей репутации.

- Велика ли разница между внешнеполитическими позициями двух кандидатов?

- Прежде всего, бывают обстоятельства, когда иногда важно перед лицом кризиса призвать к единству нации. Я предпочел бы, что после возникновения кризиса в Грузии оба кандидата поддержали президента, дабы этот вопрос не стал темой межпартийных дебатов. Но, если от этого отвлечься, то, полагаю, разница есть - она состоит в общем ощущении исторического момента, характерном для кандидатов. Насколько мне кажется, Обама более тонко - как интуитивно, так и осознанно - чувствует и понимает, насколько изменился мир и насколько придется переосмыслять роль Америки. Маккейн - человек достойный, я его знаю и люблю, но весь свой опыт он приобрел в прошлом веке и, по-моему, он менее осведомлен о динамичных изменениях, которые сейчас происходят.

- Поскольку сейчас, как вы выражаетесь, наступает новая историческая эпоха, что прежде всего потребуется сделать новому президенту после прихода к власти?

- Есть несколько задач. Могу дать вам полный список. Полагаю, надо просто изменить то, что исходит от Америки, то, что она говорит миру. В прошлом Америка символизировала нечто крайне притягательное для всего мира. Нам нужно возродить такое положение дел.

Источник: Newsweek


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru