Под влиянием эскалации насилия на Ближнем Востоке комитет по присуждения Нобелевской премии мира нарушил свою традицию - никогда публично не пересматривать свое мнение.
Некоторые члены комитета (всего их пять) считают, что Нобелевскую премию мира за 1994 год не следовало присуждать министру иностранных дел Израиля Шимону Пересу.
К возмущению израильской стороны, они не стали критиковать палестинского лидера Ясира Арафата, который стал лауреатом этой премии вместе с Пересом.
Арафату, Пересу и премьер-министру Израиля Ицхаку Рабину эта премия была вручена за усилия, направленные на достижения мира на Ближнем Востоке, включая подписание соглашения в Осло в 1993 году. В 1995 году Рабин был убит израильским ультранационалистом, выступавшим против его миротворческих усилий.
Присуждение Нобелевской премии мира за 1994 год (она составляет 993 000 долларов) с самого начала вызвало неоднозначную реакцию - один из членов комитета, Кааре Кристиансен демонстративно подал в отставку, чтобы не присуждать премию Арафату, которого он назвал "террористом".
Поскольку сейчас израильтяне и палестинцы опять убивают друг друга, эмоции вновь хлынули через край.
Поводом послужили заявления члена комитета Ханны Кванмо, которая в начале апреля нарушила обет молчания.
Отвечая на вопросы корреспондента одной из газет, она подчеркнула, что хотела бы отобрать премию у Переса, поскольку, являясь членом кабинета израильского премьера Ариэля Шарона, он причастен к нынешней военной операции на палестинских территориях.
"Если бы пришлось принимать решение сейчас, он бы не получил эту премию", - отметила Кванмо.
Другой член комитета, епископ-лютеранин Гуннар Стаалсетт подчеркнул, что действия Переса противоречат духу и букве Нобелевской премии.
Председатель комитета Гуннар Берге подверг критике израильское правительство, однако добавил: "Я полностью уверен в том, что события развивались бы совершенно по-другому, если бы премьер-министром Израиля был Шимон Перес".
Еще один член комитета, Сиссель Ренбек возложил на израильское правительство ответственность за нынешний конфликт и призвал Переса вернуться к политике мира и диалога.
А что же Арафат? Квамо считает, что у него не следует отбирать премию, поскольку, он пытался претворить в жизнь достигнутые в Осло договоренности. Квамо подчеркнула, что нельзя возлагать на Арафата вину за нынешнюю эскалацию насилия, поскольку Израиль фактически держит его под арестом.
"Мы проводит от 200 до 300 встреч в неделю. Это очень много", - отметил исполняющий обязанности директора норвежского Нобелевского института Олав Ньелстад, участвующий в заседаниях комитета. По его словам, большинство собеседников защищают Переса и выступают за то, чтобы отобрать премию у Арафата.
Согласно положению о Нобелевской премии, после присуждения ее нельзя отобрать или вернуть, и даже те немногие, кто отказался ее принять ? например, вьетнамец Ле Дык Тхо, - по-прежнему числятся в списке лауреатов.