39-летний Михаил Ходорковский только что осуществил давнюю мечту - превратить свою нефтяную компанию в группу мировой величины. Теперь ему остается только показать, что новый гигант, плод слияния компаний, принадлежащих двум богатейшим людям России (по последним данным американского журнала Forbes), сможет играть в этом мире ведущую роль.
Михаил Ходорковский как никто другой олицетворяет собой историю нового русского капитализма. Этот щуплый человек в меленьких очках больше похож на аспиранта, чем на нефтяного магната, и ему чужды чванливые вкусы "новых русских", которые создали этой стране столь негативный имидж за границей. Сегодня его компания претендует на то, чтобы служить примером открытости и хорошего менеджмента, быть другом Запада и попечителем наук и искусств.
Химик. Таким он был не всегда. В конце минувшего десятилетия Ходорковского еще считали "плохим мальчиком" нового русского капитализма. Для него все началось с перестройки. Молодой инженер-химик, окончивший престижный институт имени Менделеева и бывший примерным комсомольцем, вместе с несколькими друзьями организовал Центр научно-технического творчества молодежи, который активно занимался новыми технологиями, в том числе, разумеется, информатикой. Его бизнес ? импорт компьютеров, а также джинсов (новинки для тогдашнего СССР) ? идет в гору, и вскоре ему приходит в голову создать первый в стране коммерческий банк. Так появился МЕНАТЕП, получивший очень серьезную политическую поддержку. История гласит, что последний президент Советского Союза Михаил Горбачев предоставил МЕНАТЕП привилегию управлять фондами помощи жертвам чернобыльской катастрофы. Злые языки утверждают, что через этот банк за границу были вывезены деньги КПСС и КГБ, однако это обвинение не было доказано, и российский финансист всегда отрицал его.
С крушением коммунизма и приходом к власти Бориса Ельцина в России начинается эпоха приватизации. Поскольку в стране ощущается нехватка наличных денег, приватизация оказывается выгодна в первую очередь банкам: они скупают все, что только можно, по ценам намного ниже реальной стоимости. МЕНАТЕП в то время без разбору покупает сырье ? металлы, минералы, текстиль, а также нефть. МЕНАТЕП, которому поручено организовать залоговый аукцион по акциям нефтяной компании ЮКОС, отдает предпочтение группе, возглавляемой самим Ходорковским, что в то время является обычной практикой. 350 млн долларов, которые Ходорковский выложил в 1995 году на приобретение трех четвертей акций ЮКОС, сегодня "стоят" около 15 млрд долларов.
Крепко стоя на ногах. Скандалы следуют один за другим. В 1996 году Ходорковский дает деньги на вторую избирательную кампанию Ельцина в обмен на значительное сокращение налогов. В том же году, после приобретения Ходорковским по смехотворной цене акций нефтяной компании "Сиданко", московская прокуратура пытается завести на него дело, но безуспешно. В 1997 году министр внутренних дел обвиняет ЮКОС в том, что компания вступила в союз с мафиозными группировками. И каждый раз предприниматель встает на ноги. Во время финансового кризиса 1998 года ему удается спасти свои активы перед банкротством. Его иностранным кредиторам пришлось довольствоваться крохами.
Несмотря на свою очень плохую репутацию, Михаил Ходорковский все же смог сделать нечто важное: стать символом открытости и хорошего управления. Эта смена стратегии, вероятно, связана со стремлением руководства ЮКОС закрепить позиции компании на зарубежных рынках капиталов. Компания начала публиковать отчеты на американский манер, увеличила дивиденды, выплачиваемые акционерам, набрала иностранных менеджеров. Ее директор сделал беспрецедентный жест, опубликовав в прошлом году список основных акционеров ЮКОС и признав, что сам он владеет 36% акций, что составляет 8 млрд долларов.
Меценат. Чтобы заставить общество забыть о его прошлых финансовых проделках, Ходорковский также занимается меценатством. Через свой фонд он финансирует выставки и концерты, устраиваемые за рубежом, спонсирует спортивные соревнования и выплачивает стипендии лучшим студентам. Именно он возглавит компанию, родившуюся в результате слияния с "Сибнефтью". Руководитель последней, 36-летний Роман Абрамович, губернатор Чукотки, который также владеет 50% акций алюминиевого концерна "Русал", в отличие от его нового партнера, видимо, еще не научился "искусству хорошего управления" и имеет репутацию человека более агрессивного в бизнесе.