Это была плохая неделя для ЮКОСа. В четверг в центральный московский офис компании явилось более двух десятков инспекторов налоговой полиции. В результате проведенного "масштабного обыска" были конфискованы многочисленные документы. Обыску предшествовало недавнее решение суда заморозить все активы ЮКОСа. Уже одна эта драконовская мера повлекла за собой резкое понижение рейтинга нефтяной группы двумя ведущими рейтинговыми агентствами.
Несмотря на лавину плохих новостей, руководство нефтяного гиганта демонстрирует оптимизм. Однако кольцо явно сжимается: серия недавних решений и мер, предпринятых в рамках дела об уклонении от налогов, может привести к банкротству группы, к ее ликвидации и даже национализации.
По мнению экспертов, эти последние эпизоды в деле ЮКОСа стали дополнительными свидетельствами намерения государства лишить главных акционеров компании их состояний. Ее бывший патрон и главный собственник Михаил Ходорковский из своей тюремной камеры вынужден бессильно следить за действиями, предпринимающимися против группы после его ареста в октябре прошлого года. Однако в марте богатейший человек в стране предался странной самокритике в письме, тон которого был явно призван продемонстрировать стремление примириться с Кремлем.
"Мы должны отказаться от бессмысленных попыток поставить под сомнение легитимность президента", - утверждал он, говоря о Владимире Путине, который, как многие подозревают, стоял за арестом своего потенциального политического противника. Этот тон сильно отличался о того, которого Михаил Ходорковский придерживался несколько месяцев назад...
Но отныне компромисс кажется невозможным. В конце прошлой недели Московский арбитражный суд запретил ЮКОСу отчуждать любые активы (в том числе акции) и вносить в его реестр изменения, касающиеся сделок с ценными бумагами. Эта мера была предпринята через четыре месяца после подачи иска налоговыми властями: они ставят в вину ЮКОСу уклонение от уплаты налогов путем регистрации филиалов в российских офшорах и требуют уплаты 98 миллиардов рублей (3,5 миллиардов долларов) в виде пеней и штрафов за 2000 год.
После подачи иска ЮКОС пытался прийти к полюбовному соглашению с налоговым ведомством. Он объяснил, что, уклоняясь от налогов, компания прибегала к законным в то время приемам, использовавшимся и другими группами. Но с решением о замораживании активов надежда на достижение соглашения рухнула.
Встревоженные развитием ситуации, рейтинговые агентства Standard & Poor's и Moody's одно за другим значительно снизили рейтинг компании. Решение сопровождал суровый вердикт. "Если от компании потребуют уплаты 3,5 миллиарда долларов уже в ближайшей перспективе, она может столкнуться с проблемами поддержания ликвидности, так как у нее недостаточно свободных денег и ограниченные возможности для осуществления заимствований", - заявили эксперты Moody's. Озабоченное оказанием на группу "значительного финансового давления", агентство заявило, что "это может привести к ее банкротству и отчуждению ее активов". Тем более, что нынешние претензии налоговиков касаются только 2000 года: за ними могут последовать и новые претензии - по 2001, 2002 и 2003 годам.
ЮКОС, который, разумеется, сохраняет право на производство и продажу нефти, объявил, что он подаст жалобу и на иск министерства по налогам и сборам, и на решение о замораживании своих активов. Процесс по делу об уклонении от налогов должен начаться в мае.
Между тем уже начались предварительные судебные действия в отношении арестованного Платона Лебедева, первого в списке главных акционеров компании, а процесс над Михаилом Ходорковским может начаться в июне или июле. Так что к лету в деле ЮКОСа появится еще много новых эпизодов...