Детективы Скотланд-Ярда намерены получить ордера на арест трех бывших офицеров КГБ, которых подозревают в отравлении бывшего русского шпиона Александра Литвиненко. Полиция сообщила источникам, близким к вдове Литвиненко Марине, что намерена предъявить обвинения в убийстве и отравлении этим людям, которые встречались с жертвой в Лондоне за три недели до смерти.
Этот шаг подольет масла в огонь без того напряженных отношений между Даунинг-стрит и Кремлем. Россия почти наверняка заблокирует любые запросы на арест и экстрадицию указанных фигурантов. Как ожидается, в течение нескольких недель будут выписаны ордера на арест Андрея Лугового, Дмитрия Ковтуна и Вячеслава Соколенко.
Бывшие агенты, все трое, заявили о своей невиновности и резко отвергли какую бы то ни было причастность к убийству. Все они утверждают, что также были отравлены смертельно опасным радиоактивным веществом - полонием-210, от которого скончался Литвиненко, ярый критик режима президента Владимира Путина.
Правительство Путина и без того было разгневано на Тони Блэра из-за предоставления политического убежища миллиардеру-диссиденту Борису Березовскому, который, проживая в Великобритании, продолжает требовать свержения российского лидера.
В пятницу напряжение возросло еще больше: еврокомиссар по торговле Питер Мендельсон предупредил, что отношения с Москвой достигли "такого уровня непонимания или даже недоверия, которого мы не знали с момента окончания холодной войны".
Литвиненко, сам бывший офицер КГБ, который получил политическое убежище в Великобритании, в 43 года в мучениях умер в лондонской больнице 23 ноября прошлого года. После отравления у него выпали все волосы, а затем отказали жизненно важные органы.
Незадолго до этого Литвиненко встречался с тремя главными подозреваемыми (ныне - преуспевающими московскими бизнесменами) в отеле Millennium на Пикадилли, а также в суши-баре неподалеку.
Лондонская полиция отказалась давать комментарии по поводу расследования, однако источники в семье Литвиненко сообщили The Mail on Sunday, что следователи располагают уликами, которые позволят предъявить обвинения "в течение трех недель". У Великобритании нет договора с Россией о выдаче преступников, а потому, если суд состоится, он наверняка будет проходить в Москве под эгидой местных властей.
Россия, со своей стороны, желает, чтобы перед судом предстал Березовский, который на прошлой неделе призвал к революции и свержению президента Путина. Россия дважды требовала его экстрадиции из Великобритании.
Березовский, владелец солидной недвижимости в Британии, заявил в ходе своей деловой поездки в Израиль на прошлой неделе: "Я не сомневаюсь, что моя экстрадиция из Великобритании невозможна. Как бы сильно того ни хотела российская прокуратура, я не нарушал ни российских, ни британских законов".
Его слова о необходимости свержения Путина вызвали в России беспокойство, на вопрос об этом Березовский ответил: "Я получал политическое убежище в Великобритании не для того, чтобы замолчать". Повторив звучавшую ранее критику в адрес Путина, которого он перед отъездом из России обвинял в коррупции, Березовский добавил: "Никакой другой путь смены антиконституционного режима, кроме силового и революционного, невозможен".
"Снова повторяю, - добавил он: - я не боюсь, что в результате меня могут экстрадировать".
44-летняя Марина Литвиненко, которая называет мужа уменьшительным именем "Саша", после его гибели находится вместе со своим 12-летним сыном Анатолием под защитой полиции по неизвестному адресу. Перед смертью ее муж обвинил в организации отравления Путина и его режим. Кремль резко отмел эти обвинения.
В декабре девять детективов Скотланд-Ярда вылетели в Москву для проведения расследования. Им не было позволено напрямую допросить Лугового или Ковтуна, однако детективы присутствовали на их допросе российскими следователями. Встретиться с Соколенко детективам не разрешили.
Высокопоставленный сотрудник российской прокуратуры Константин Никонов сообщил вчера вечером The Mail on Sunday: "У нас пока нет информации о том, что британские власти намерены предъявить обвинения господам Луговому, Ковтуну и Соколенко".
Служба уголовного преследования уточнила, что решение о предъявлении обвинений по делу Литвиненко пока не принято.