Указ украинского президента Виктора Ющенко от 2 апреля о роспуске парламента и проведении новых парламентских выборов спровоцировал политический кризис, который вряд ли удастся разрешить в ближайшее время. Навевая воспоминания о социальных волнениях во время "оранжевой революции" 2004 года, демонстранты вновь собираются на главной площади Киева.
Нынешний кризис зародился с конституционными реформами, утвержденными украинским парламентом в декабре 2004 года, которые привели к избранию Виктора Ющенко президентом страны в январе 2005 года. Новая конституция в январе 2006 года ввела парламентско-президентскую систему. Неспособность Ющенко удержать правительство от распада привела в марте 2006 года к роспуску парламента и новым выборам. В январе 2007 года новое правительство во главе с премьер-министром Виктором Януковичем утвердило дальнейшие конституционные реформы, ограничив власть президента, разрешив парламенту назначать новых министров и премьер-министра и налагать вето на указы президента. Перебегать на другую сторону стали столь многие депутаты, что Ющенко столкнулся с вероятностью того, что против его вето могут выступить 300 и более депутатов.
Поэтому он издал противоречивый указ от 2 апреля.
В Киеве премьер-министр в эксклюзивном интервью газете The Washington Times 18 апреля заявил, что политический кризис может разрешить постановление Конституционного суда о "законности указа президента Ющенко о роспуске украинского парламента. Каким бы ни было решение, его должны принять все партии без исключения. Конституция должна быть законом для всех, если мы хотим создать правовое государство". Президента тем временем обвиняют в давлении на судей.
Премьер не против проведения новых выборов. "В проведении выборов самом по себе нет скрытой опасности, однако есть опасность создать прецедент нарушения конституции".
Выполнение указа Ющенко, говорит он, "может создать прецедент разрешения незаконного досрочного роспуска законно избранного парламента. Прежде всего, это будет наступлением на незыблемость демократических процедур и угрозой для авторитета "законности" на Украине. Кто знает, какое нарушение конституции последует далее, если мы согласимся на неконституционный роспуск парламента сегодня?"
Янукович предупреждает, что если президенту разрешат провести досрочные выборы в нарушение конституции, пока не будут получены удовлетворяющие результаты, то это погрузит Украину в продолжительный политический кризис.
Более того, статья 90 основного закона содержит условия для проведения законных выборов, говорит премьер. Однако призыв президента к проведению новых выборов не соответствует конституции, и парламентское большинство выступает против его действий. "Так пусть свое решение до нас донесет Конституционный суд, созданный для рассмотрения таких вопросов", - подчеркивает он.
Премьер готов вести переговоры о компромиссе. "Еще не поздно", - говорит он. Однако проведение досрочных выборов будет возможным, только если Конституционный суд признает президентский указ соответствующим конституции, а парламент примет новые законы о досрочных выборах, которые не рассматриваются адекватно в нынешнем украинском законодательстве.
Если же Конституционный суд признает президентский указ неконституционным, то досрочные выборы будут возможны, если о новых выборах договорятся все политические партии и президент. Учитывая экономический рост и развитие Украины в последнее время, Янукович полагает, что если выборы состоятся в ближайшее время, то он получит еще более широкий мандат от избирателей.
Премьер озвучивает серьезную обеспокоенность попытками повлиять и посягнуть на независимость Конституционного суда. Попытки оказать влияние на суд могут нанести ущерб суду и привести к промедлениям в рассмотрении этого вопроса. Он поясняет, что такие попытки дискредитировать судей - это "политика старой школы, и они должны подвернуться решительному осуждению".
"Это очень опасная игра", - заключает Янукович. Он считает, что дискредитация судебной и законодательной ветвей власти подорвет веру в закон и правосудие. Подобные действия нацелены на подрыв молодой демократии Украины. "Наше правительство, парламентская коалиция и я лично примем любое решение Конституционного суда. Мы ждем того же от всех участников политического процесса", - подчеркивает он.
Премьер-министр указывает, что президентский указ игнорирует статью 90 конституции Украины. Призыв к роспуску парламента не соответствует ни одному конкретному пункту, по которому это может быть сделано. Премьер указал три требования, по которым президент может законно распустить парламент. Во-первых, его можно распустить в течение месяца после выборов, если премьер не в состоянии сформировать коалицию большинства.
Во-вторых, если премьер-министр не может сформировать новый кабинет в течение 60 дней после ухода кабинета в отставку. В-третьих, если новая парламентская сессия не может собраться в полном составе в течение 30 дней после роспуска предыдущей регулярной сессии парламента.
Что касается запроса парламента на международное посредничество, то, по мнению премьера, это может потребоваться, если ни Конституционный суд, ни политические переговоры не приведут к разрешению кризиса. В этом случае международное вмешательство может помочь предотвратить сопряженные с насилием гражданские столкновения. Для предотвращения наихудшего сценария, заявил он, "мы направили просьбу о посредничестве Австрии - нейтральной стране-члену Евросоюза... и будем рады иному международному участию".
10 апреля президент Буш подписал закон о расширении НАТО, согласно которому в НАТО будут включены Украина и еще 4 страны. "Украина доказала свою эффективность и надежность в участии в миротворческих операциях и остается активным участником объединенных мировых усилий в этой сфере", - отмечает Янукович. Тем не менее, он признает, что только 20% населения поддерживают вступление в НАТО, добавляя, что "этот вопрос должен решаться на национальном референдуме". Он отмечает, что точно так же Швеция не вступила в альянс, потому что против этого выступают 55% общества.
Кроме того, чтобы обладать весом в альянсе, Украина должна сначала завершить реформы избирательного закона, а также провести изменения в судебных, гражданских и административных процедурах.
Планы США по размещению в Польше и Чешской республике системы ПРО беспокоят Януковича лишь постольку, поскольку сеют рознь между "двумя нашими стратегическими партнерами и гарантами безопасности". Для успеха они должны минимизировать риск ядерной конфронтации.
"Мы понимаем негативную реакцию России, которая в данный момент воспринимает это как потенциальную угрозу... и что в этом отношении нет единства... между европейскими странами... Даже президент Ющенко заявил, что он обеспокоен этим вопросом". Янукович добавляет, что "Украине есть что предложить", включая "системы космического наблюдения и экспертов, которые могут внести значительный вклад в создание такой глобальной системы".
Янукович считает потенциальное членство в ВТО "одним из главных приоритетов внешней экономической политики Украины". Действительно, при его правительстве парламентская коалиция приняла все необходимые законы. Однако нынешние внутриполитические беспорядки угрожают усилиям Украины по вступлению в ВТО. В конечном итоге, надеется премьер-министр, членство в ВТО "будет содействовать более глубокой интеграции Украины в европейское пространство, сотрудничеству в энергетической сфере, сфере международных транспортировок, торговли и промышленного сотрудничества".
Он добавил, что Украина была бы рада, если бы Россия могла вступить в ВТО в то же время.
Рейчел Эренфельд - директор Американского центра демократии и член Комитета по современным угрозам