Итак, Сарко против Сего, правые против левых. Министр внутренних дел от правой партии Николя Саркози и кандидат от соцпартии Сеголен Руаяль поборются 6 мая во втором туре за президентство. Для страны это станет настоящим выбором направления
В воскресенье во время первого тура выборов Саркози набрал 30% голосов избирателей - результат, о котором он мог только мечтать. Однако Руаяль, которую многие уже списали со счетов из-за невысоких шансов на победу, выявленных опросами, набрав 26%, одержала больше чем просто победу на этом этапе: теперь у нее есть реальные шансы стать первой женщиной на самом высоком государственном посту.
Для Саркози окупилось то, что перед первым туром выборов он настойчиво добивался расположения избирателей, симпатизирующих крайне правому Жан-Мари Ле Пену. Лидер Национального фронта набрал лишь около 11%, Саркози, напротив, показал наилучший результат, какой когда-либо демонстрировал кандидат от правого "Союза за народное движение" начиная с 1974 года.
Руаяль выиграла от того, что во время предвыборной кампании продемонстрировала независимость от своей Социалистической партии. Она получила на 10% голосов больше, чем социалист Лионель Жоспен в 2002 году. Нового нокаута в результате первого тура после "травмы 21 апреля", когда Жоспен проиграл Ле Пену, Соцпартия не перенесла бы, внутренний распад был бы обеспечен. Сейчас же Соцпартия сплоченным фронтом будет стоять за Руаяль.
Решающим моментом станет то, к кому перейдут голоса центриста Франсуа Байру. Глава "Союза за французскую демократию" набрал 18% и будет, скорее всего, играть решающую роль во время второго тура.
В центре нынешней предвыборной кампании стоят личности кандидатов: спокойная Руаяль, в образе которой преобладают материнские черты и чуткость. Темпераментный Саркози, переполненный до краев жаждой деятельности, напротив, напугал многих избирателей своими взрывами гнева и противоречивыми высказываниями. Несмотря на персонализацию выборов, понятно, что во время второго тура президентских выборов речь прежде всего пойдет о том месте, которое Франция должна занять в мире. В стране ощущается неуверенность, относительно которой у кандидата от социалистов и ее конкурента от "Союза за народное движение" существуют две противоположенные позиции.
Саркози хочет еще больше подготовить Францию для глобализации, требуя от своих сограждан больше работы, личной ответственности и готовности к риску. Он хочет отменить уплату налогов на сверхурочные, снизить налоги, но при этом повысить давление. Еще два года назад он бросил не торопящемуся проводить реформы президенту Жаку Шираку: "Возможность, которая есть сегодня у безработного: отказываться от работы даже после трех предложений - это не социальное достижение, а трусость".
Фронт противников Саркози устойчив
В этой связи Руаяль упрекает его в том, что он выступает за "закон сильнейшего" и "делает общество более жестоким". Согласно ее замыслу, в центре которого стоит "дружелюбная Франция", минимальный размер пенсий и зарплаты будет увеличен, те предприятия, которые переносят рабочие места за границу, будут штрафоваться; кроме того, Руаяль выступает за введение новой системы страхования безработицы. Руаяль хочет защитить французов от глобализации.
У министра внутренних дел могут возникнуть проблемы из-за того, что фронт его противников вытянулся практически до центра. Конечно, в пригородах стоит ожидать возгласов протеста в том случае, если он победит. В число его критиков входит и центрист Байру. Но будет ли настрой "все, только не Саркози" достаточно сильным для того, чтобы Руаяль заняла место в Елисейском дворце? Большая часть лагеря Байру, похоже, на ее стороне. С голосами сторонников Байру, который в воскресенье набрал 18%, Руаяль удастся получить 36%. Саркози может рассчитывать во втором туре на голоса избирателей Ле Пена - для этого он в достаточной степени заручился симпатиями крайне правых. И у него есть еще две недели для того, чтобы подкорректировать свой образ непредсказуемого популиста. Начало своей кампании для второго тура он положил во вторник вечером в Тулузе. Во время выступления в цитадели Ле Пена Саркози обратился к риторическому наследию чернокожего американского правозащитника Мартина Лютера Кинга. "Я хочу стать президентом, который осуществит новую французскую мечту: смотреть в будущее не с тревогой, а с надеждой", - заявил он перед 12 тыс. сторонников. 6 мая покажет, поверит ли в это большинство французов.