British Airways устранилась. Lufthansa дистанцировалась. Итальянский консорциум, который стремится создать Сильвио Берлускони - с Air One или без нее - пока еще не сложился. Уход Air France, как можно было предположить, загнал авиакомпанию Alitalia в тупик, из которого она может выбраться, лишь избрав одну из двух узких тропинок: или белый рыцарь (или красный, принимая во внимание, что кандидатом номер один, кажется, стал "Аэрофлот"), или сложное внешнее управление, которое может привести к непредсказуемым последствиям. Промежуточное финансирование, гарантированное правительством, может на 2-3 месяца продлить жизнь Alitalia, благодаря решению некоторых немаловажных проблем с Администрацией гражданской авиации Италии (ENAC) и международным аудитом эксплуатационной безопасности (IATA). Между тем компания продолжает терять по миллиону евро в день, и если в ближайшее время не произойдет кардинальных перемен, то имеющихся у компании средств едва ли хватит до конца лета.
Единственным способом избежать внешнего управления может стать появление нового акционера, который был бы способен в самые короткие сроки сделать вливание в Alitalia в размере хотя бы 1 млрд и предложить новый промышленный план. Найти такого акционера в Италии пока не удается. В стране имеются несколько предпринимателей, готовых выложить по несколько десятков миллионов. Air One сыграла бы этом случае главную роль, принимая во внимание, что у нее единственной уже имеется готовый план и технологии для определения необходимых методов оздоровления в рекордные сроки. Но этого недостаточно. Деньги, реальные деньги, должны предоставить банки. А они, во главе с Intesa, не намерены открывать свои портфели ради наспех придуманных операций, не предполагающих, помимо прочего, международного партнерства. С кем? Lufthansa - упоминавшаяся профсоюзами и сторонниками сохранения национальной авиакомпании как спасительница - похоже, пока не хочет вступать в игру, особенно как миноритарный партнер в довольно пестром консорциуме.
Если не будет никаких сюрпризов, то пока одним из рассматриваемых вариантов спасения является "Аэрофлот". У российской компании, с этой точки зрения, есть некоторые достоинства. Первое - "ось Bagaglino", укрепившаяся на вилле Чертоза между Берлускони и Путиным. Добродетельный поступок, если правда то, что - как сказал вчера российскому агентству РИА "Новости" вице-президент "Аэрофлота" Лев Кошляков - еще не прошло семи дней с саммита на Изумрудном берегу, но уже "есть распоряжение президента Российской Федерации о возобновлении переговоров с Alitalia".
Операция, продолжил Кошляков, должна отвечать интересам наших акционеров. Не слишком большое препятствие, принимая во внимание то, что 51% российской авиакомпании находится в руках государства, а во главе компании - Виктор Иванов, бывший руководитель КГБ в Санкт-Петербурге, а с 2000 года - заместитель главы администрации президента РФ.
Другим преимуществом можно считать то, что альянс с московской авиакомпанией, на 51% контролируемой государством, не станет аннексией. "Аэрофлот" на настоящий момент меньше Alitalia (хотя капитализация на Бирже в восемь раз выше) и в любом случае не сможет получить больше 49% капитала итальянской компании, чтобы избежать потери права на полеты в пределах ЕС. Если итальянских денег будет недостаточно, Бруно Эрмолли (председатель Promos, специального предприятия Торговой палаты Милана по международным отношениям) может, таким образом, "поженить" слабую итальянскую связку с русским партнером, чтобы избежать крайней меры - введения внешнего управления.
Чрезвычайный режим управления - со вчерашнего дня отложенный на несколько недель - чреват двумя последствиями. Первое: будущее национальной авиакомпании станет еще более туманным и обойдется государству очень дорого. Второе: реорганизацией будет заниматься исключительно внешний управляющий (правительство), а потенциальные покупатели - их станет намного больше - выстроятся в очередь, чтобы приобрести акции уже оздоровленной авиакомпании.
Проблема заключается в том, чтобы понять, сможет ли Alitalia пройти эту процедуру без потерь. Рисков очень много. У национальной авиакомпании около 60 арендованных самолетов, и кредиторы могут забрать их назад. Чтобы продолжать летать, надо будет рассчитывать только на свои средства, иными словами, на деньги, получаемые от продажи билетов. А это значит, что придется резко сократить штат и количество рейсов - надеясь на то, что удастся сохранить на должном уровне обслуживание. Поэтому внешнее управление должно осуществляться заботливо, и к управлению компанией должны быть допущены опытные специалисты, чтобы не нанести смертельный удар компании, которая и без того находится в весьма плачевном состоянии.
Также по теме:
Берлускони уцепился за Путина, чтобы спасти Alitalia (Libération)
Переговоры "Аэрофлот" - Alitalia: Берлускони вербует Путина (Corriere della Sera)
Встреча на Сардинии: бравада победителей и задел на будущее (Обзор прессы)