Вокруг Грегора Шнайдера разгорелась шумиха. Этот художник хочет выставить в музее умирающего. А может быть, и мертвеца. Он хочет продемонстрировать "красоту смерти" и избавить посетителей от "страха перед смертью". Но жаждем ли мы на это смотреть?
Да, шумиха большая. Он это серьезно? Сможет или нет? И вообще, хотим ли мы этого? На различных интернет-сайтах разгорается нешуточная полемика. Комментарии варьируются от "высокомерно" до "безвкусно" и от "сенсации" до "плохой пиар-шутки". Комментатор из Тель-Авива даже беспокоится о репутации Германии: "Меня очень расстраивает, что именно немецкий художник предлагает нечто подобное. Или он привык без сострадания смотреть на смерть других людей? Уж не научился ли он этому от родителей и бабушки с дедушкой?"
Политики тоже насторожились. ХСС-фракция в бундестаге, а именно ее представители Вольфганг Бернзен и Гюнтер Кригс, считают, что Шнайдер зашел слишком далеко, ибо человек "не должен превращаться в унизительный объект для обозрения в конце своей жизни". Зеленые не хотят видеть "зоопарк", а СвДП напоминает о достоинстве умирающего. Фракция ХДС/ХСС приходит к такому выводу: художник "помешался на идее, которая пытается апеллировать, по-видимому, лишь к самым мрачным вуайеристским инстинктам".
Шнайдер был удостоен "Золотого льва"
Но не все так просто. Грегор Шнайдер - именитый и серьезный художник. В 2001 году на Венском биеналле он был удостоен премии "Золотой лев" за свою инсталляцию, производившую мрачное впечатление, под названием "Мертвый дом". Вскоре он взбудоражил общественность своим планом выстроить на площади святого Марка исламскую святыню - храм Кааба. И действительно, ему удалось водрузить черный куб перед зданием галереи искусств в Гамбурге. Но очередная зажигательная идея никак не приходила.
Казалось, что наступил закат его карьеры, когда в прошлом году он пригласил представителей берлинской художественной богемы на склад государственной оперы на улице Унтер ден Линден. Инсталляция носила название 19-20:30UHR 31.05.2007. Гости пришли и выстроились в очередь, чтобы в конце концов, после долгого и томительного ожидания их пригласили в пустое помещение. Там они узнали, что они стали частью перфоманса, изображавшего само ожидание. Искусство? В некотором роде. Издевательство? Возможно. Отчаянное стремление привлечь внимание? Скорее всего.
Итак, смерть в музее. Само по себе это не ново: художник более 10 лет говорит об этой идее. Но никого до сих пор это не волновало. Теперь он снова заговорил на эту тему в одном из своих интервью - и неожиданно она всех наэлектризовала. Видимо, пришло время, чтобы пало последнее табу.
"Более гуманные места для умирания"
Шнайдер задумал это всерьез, его вряд ли можно назвать шутником. Но вполне возможно, что для него речь идет не о мертвецах в музее, а прежде всего о дискуссии об этом. "Реальность смерти в немецких больницах, реанимационных отделениях и операционных ужасна, это просто скандал", - заявил он недавно в интервью. Он хочет найти "более гуманные места для умирания". И поясняет: "Я бы хотел умереть в выбранном мной самим помещении, например в частном секторе музея, в окружении искусства".
Если у него возникла идея инициировать дискуссию на тему "Умереть достойно", то Грегора Шнайдера можно назвать победителем уже сегодня. Но если он все-таки всерьез задумал осуществить этот план - представить умирающего или мертвеца на суд посетителей, которых зрелище будет будоражить и отвращать одновременно, то он роковым образом рискует зайти в художественный тупик. Он уже сейчас наталкивается на волну агрессии: ему самому угрожают смертью, на форумах его призывают повеситься, а один комментатор предложил ему предоставить в качестве объекта для его инсталляции нового спутника его бывшей возлюбленной.
Хотя вот у кого нет проблем с "выставлением на показ мертвецов", так это у католической церкви. Совсем недавно она достала из гроба итальянского капуцинского монаха падре Пио - через 40 лет после его кончины. Начиная с четверга его останки паломники смогут лицезреть в стеклянном гробу церкви Сан-Джованни Ротондо. Рассчитывают на несколько сотен тысяч посетителей. Говорят, что особенно хорошо сохранилась длинная седая борода монаха. А его человеческое достоинство? Разумеется, оно будет сохранено.