Спустя месяц после "перезагрузки" отношений Россия и СШA продолжают препираться. Одним из поводов к новому противостоянию стали предстоящие в мае военные учения в Грузии под руководством НАТО. Эксперты поясняют, что реальных перемен в отношениях Востока и Запада пока нет и идти к ним придется долго. Впрочем, по мнению западных комментаторов, внешнеполитические трения не исключают сотрудничества в узких сферах общих интересов.
Спустя почти месяц после торжественной "перезагрузки" отношений Россия и СШA продолжают препираться по разным поводам, сообщает Christian Science Monitor. "За последние несколько дней включилось сразу три сигнала тревоги", - полагает журналист Фред Уэйр.
Протестуя против учений в Грузии под руководством НАТО, Москва отменила заседание Совета Россия-НАТО. "Медведев в Хельсинки осторожно дистанцировался от идеи безъядерного мира, выдвинутой Обамой, заявив, что Россия поставит Вашингтону ряд условий типа запрета на размещение оружия в космосе", - сообщает издание. По словам Медведева, перспектива одностороннего размещения систем ПРО крайне тревожит Россию и осложняет ядерное разоружение. Кроме того, Кремль заявил о наращивании числа российских боевых самолетов на базе "Кант" в Киргизии, уточняет газета.
Эксперты поясняют, что реальных перемен в отношениях действительно еще нет и идти к ним придется долго. "Зрелище военных учений под руководством НАТО в Грузии - это афронт для российского общества, и Кремль просто был обязан прореагировать. Но теперь можно продвигаться дальше, так как к укреплению отношений стремятся обе стороны", - считает Дмитрий Тренин из Московского центра Карнеги. По словам аналитиков, всем придется привыкать к тому, что Россия энергичнее утверждает свою гегемонию, но этот факт не исключает сотрудничества в узких сферах общих интересов типа Афганистана, заключает издание.
Предстоящие в мае маневры НАТО на территории Грузии вызвали новое противостояние между Востоком и Западом. Чтобы разрядить возникшую напряженность, Североатлантический альянс пригласил в Грузию российских наблюдателей, пишет сегодня австрийская Die Presse. Однако отказываться от проведения маневров НАТО ни в коем случае не собирается.
В России считают, что маневры могут спровоцировать грузинское руководство на новые военные действия. НАТО возражает и указывает на то, что речь идет о всего лишь штабных учениях. Возможно, предполагают западные наблюдатели, своей гипертрофированной реакцией Москва хотела отвести внимание от собственных военных акций Абхазии и Южной Осетии. После признания независимости обеих республик она планирует создание военно-морской базы в абхазском Очамчире и восстановление военно-воздушной базы в Гудауте. В южноосетинском Ахалгори также планируется открытие постоянной военной базы. Оттуда можно вести артиллерийские обстрелы Тбилиси, сообщает автор публикации Буркхард Бишоф.
В то время как США и ЕС "перезагружают" отношения с Россией, премьер-министр Канады Стивен Харпер, кажется, намерен вообще сломать компьютер, утверждает на страницах Globe and Mail Петр Дуткевич, директор Centre for Governance and Public Management при Карлетонском университете, член национального совета Canada Eurasia Russia Business Association (CERBA).
В плане сотрудничества с Россией Оттава движется вспять, утверждает автор, сообщая, что при Харпере Канадское агентство международного развития отменило свои российские программы, практически перечеркнув достижения последних 15 лет.
Канадские бизнесмены лучше понимают ценность связей с Россией, а та приветствует участие канадцев в социальных и образовательных проектах, как и диверсификации российской экономики. "Но на федеральном уровне, где мы срочно нуждаемся в сотрудничестве с Россией для борьбы с терроризмом, распространением ядерного оружия, отмыванием денег, наркоторговлей, климатическими изменениями и т.п., наше политическое руководство сидит сложа руки", - пишет автор. "Москве, со своей стороны, следует осознать, как реагирует Канада на жесты самолюбования, такие как водружение российского флага на дне океана на Северном полюсе".
Дуткевич рекомендует правительству Харпера разработать всеобъемлющую стратегию в отношении России и создать канадско-российский фонд (либо государственный, либо с участием частного капитала) для финансирования совместных программ в сферах бизнеса, правового государства, обменов специалистами и совершенствования госуправления. Оттаве также следует создать консультативный механизм, который позволит канадским НПО, деловому сообществу и общественности делиться мнениями, идеями и контактами для более эффективного использования имеющихся ресурсов, предлагает автор.