Саммит "двадцатки" в Лондоне выделил головокружительные суммы и принял несколько хороших решений, но не предложил убедительного сценария выхода из кризиса, отмечает Le Monde.
Бальзак за несколько лет до революции 1848 года написал роман "Утраченные иллюзии". Это название, полагает обозреватель Андре Фонтен, подошло бы и Октябрьской революции 1917 года, и "черному четвергу" на Уолл-стрит в 1929 году. После избрания Рузвельта в 1932 году Америка начала постепенно вставать на ноги, но только война, пощадившая США и породившая огромные нужды и, как следствие, рабочие места, сделала Соединенные Штаты лидером, гарантом, поставщиком и банкиром нового мирового порядка.
Следовало помнить о конъюнктурном характере этой ситуации и не принимать за чистую монету якобы автоматическое регулирование свободного обмена. Однако экономический и идеологический крах СССР и его спутников продлил жизнь либерализму, продолжает Фонтен.
Именно тогда Фрэнсис Фукуяма предсказал скорый конец истории ввиду "полного отсутствия жизнеспособных альтернатив западному либерализму". Итак, были созданы условия для того, чтобы Соединенные Штаты хвастались тем, что они - единственная сверхдержава, а умелые трейдеры создавали из ничего десятки миллиардов долларов.
Как признает автор статьи, Барак Обама, на первый взгляд, выступает против подобных отклонений. Однако весь мир ожидает от него, что он сыграет ведущую роль в выходе из мирового кризиса, и он - вполне оправданно в данной ситуации - утверждает собственное лидерство.