Корреспондент The New York Times Эндрю Э. Крамер побывал на заводе по производству пожарных машин в сибирском городке Варгаши. Сейчас предприятие запускает новый продукт, который, по мнению менеджмента, будет пользоваться популярностью во время кризиса - это специальная бронированная машина с водометами для подавления беспорядков. Или "антидемократический грузовик", как его тут называют.
"Мы считаем, что этот товар найдет свой рынок, - говорит директор завода Владимир Казаков, - нам неважно, кто их будет покупать. Мы будем рады продавать их в Израиль, Америку или Францию".
Впрочем, водометный бизнес проливает некоторый свет на положение России в условиях финансового кризиса, пишет Крамер. Кризис прервал непродолжительное благополучие, так что продажи в этом сегменте могут свидетельствовать об улучшении или же ухудшении ситуации, как шутят журналисты оппозиционной радиостанции "Эхо Москвы". В этом году предприятие планирует продать две или три такие машины, каждая из которых стоит около полумиллиона долларов. При этом российское МВД специально попросило руководство завода быть готовым увеличить производство в любой момент. "Если заказ появится, то мы выполним его в срок и качественно", - говорит Казаков.
Спецмашины для подавления беспорядков продаются под названиями "Лавина-Ураган" и "Шторм". Они полностью бронированы, что защищает их от камней. Машина также оборудована резервуарами со слезоточивым газом, устройствами для создания невыносимого шума и, конечно же, дистанционно управляемыми изнутри водометами, которые способны сбивать людей с ног на значительном расстоянии.
Издание отмечает, что с начала кризиса на постсоветском пространстве уже произошли некоторые выступления - в самой России самые серьезные беспорядки во Владивостоке были вызваны повышением пошлин на импорт японских автомобилей. Также Крамер отмечает ухудшение ситуации на Украине и недавние погромы в Кишиневе, в значительной степени порожденные высокой безработицей среди молодежи.
Парадокс заключается в том, что сами Варгаши являются тем самым пресловутым моногородом, о потенциальной опасности которых предупреждают многие российские эксперты, в частности Евгений Гонтмахер из Института современного развития. Они очень сильно зависят от этого предприятия, где занято 600 человек из 12-тысячного населения.