В беседе с корреспондентом Le Monde Петром Смоляром польский кинорежиссер Анджей Вайда признал, что авиакатастрофа под Смоленском была огромной потерей для Польши, однако подчеркнул, что недопустимо проводить параллели между ней и катынской трагедией 1940 года. "Если бы катастрофа произошла в любом другом месте, дело бы не приняло такой размах. Но не следует усматривать аналогии между историческим преступлением и несчастным случаем. Катынское преступление - факт прошлого, на который нельзя прививать современные события", - приводит его слова газета.
Он рассказал, что во время поездки в Катынь 7 апреля видел там установленный православный крест: "Русские строят церковь в память о жертвах сталинских репрессий 1930-х годов. Своей памятью о погибших и интересом к Катыни поляки дали пример русским, чтобы те не забывали об этих преступлениях", - отметил он.
"Речь Путина была убедительной, он никогда раньше не говорил таких слов. Я также обращаю внимание на то, что в последний момент на торжества был приглашен глава правозащитной организации "Мемориал". Путин оказался в сложной ситуации, ведь в России еще живы те, кто шел на Берлин и водружал на Рейхстаге знамя с возгласами: "Да здравствует Сталин!" - сказал кинематографист. Судя по выступлению Путина, "русские близки к тому моменту, когда они смогут сказать себе правду о Сталине", считает Анджей Вайда.
Он отметил, что выступал против решения о захоронении четы Качиньских в замке Вавель, потому что оно способствовало расколу нации, сплотившейся было вокруг трагедии. "Мое вмешательство не сыграло никакой роли, потому что выборы уже начались. Теперь заслуги президента Качиньского оценивают в свете того, что он похоронен среди польских королей. Однако следовало бы отложить такие оценки на более позднее время, оставить это историкам", - подчеркнул Вайда. "Я с величайшей горечью наблюдал за тем, как эту трагедию используют для нужд президентских выборов. Партия "Право и справедливость", у которой не было никаких шансов на высокий результат, решила превратить трагедию в свой козырь. Оппозиция готова на все, лишь бы вернуться к власти. СМИ тоже делали все, чтобы раздуть эмоции, опасаясь, что читатели перестанут их покупать, а телезрители смотреть. Они повторяли то, что говорили на улице, твердя одно и то же, отказавшись от критики. Часть ответственности лежит и на Церкви. Она господствует над гробами наших великих людей, тогда как мы думали, что они принадлежат всему народу", - цитирует издание слова польского режиссера.