В интервью швейцарской Neue Zuercher Zeitung председатель правления "Мемориала" говорит о российско-польской исторической памяти.
По мнению Арсения Рогинского, дань памяти, отдаваемая жертвам Катыни, сегодня более чем необходима. Преступления прошлого не должны бесследно уходить в историю - преступление Катыни будит в умах воспоминания о советском терроре. Совместный опыт помогает сближению, подчеркивает эксперт.
При этом и русские, и поляки, отмечает председатель правления общества "Мемориал", по-разному видят свое место и роль в истории. Так, поляки культивируют образ польской нации как вечной жертвы - как русского, так и немецкого агрессоров, которая всегда оказывала героическое сопротивление. "Осознание себя как жертвы никогда не было типичным для российского менталитета", - продолжает Рогинский. Для исторической памяти русских характерен хаос, кроме того, историческая память расколота - она отличается в зависимости от региона и принадлежности к той или иной социальной группе. "В российском менталитете с царских времен и вплоть до эры Путина крепко засела убежденность, что мы делаем всем только хорошее: мы освободили Европу от фашизма, получив взамен неблагодарность. Переосмысление прошлого, в том числе и преступлений Катыни, разрушает подобную модель и вынуждает нас признать, что мы, может быть, не всегда творили одно лишь добро". Русские, утверждает эксперт, должны осознать и историческое зло, причиненное ими.
Вместе с тем, продолжает Рогинский, русские должны не испытывать чувство вины за преступления прошлого, а осознать гражданскую ответственность - каждый в отдельности и все вместе. Что касается Катыни, то здесь это означает открыть всю правду, считает эксперт. Здесь необходимо вынесение судебного приговора и реабилитация всех жертв, а не простое перечисление имен виновных.
Первый шаг уже сделан, отмечает Арсений Рогинский: Владимир Путин назвал события под Смоленском преступлением. "Это шаг в верном направлении, но его одного мало". Чтобы изменить сегодняшнее восприятие той трагедии, она должна получить юридическое осуждение и войти в учебники истории.
Большое значение Арсений Рогинский придает показу фильма Анджея Вайды "Катынь" по одному из российских государственных телеканалов. "Люди, которые до сих пор мало что знали о тех событиях, были шокированы. А те, кто потерял своих родителей в годы сталинского террора, были потрясены: получается, что так же гибли и советские граждане - все расстреливали одинаково". Цветы перед посольством Польши в Москве, Путин, преклоняющий колено перед могилами польских военных, и фильм Вайды - все эти события выстраиваются в одну символическую линию, замечает эксперт. Кроме того, поляки не могли не оценить искренность, с которой русские отреагировали на гибель в авиакатастрофе президента Леха Качиньского и других высокопоставленных представителей Польши.
Как отмечает в заключение Рогинский, Россия постепенно начинает избавляться от старых клише, одним из которых является убеждение, что враги повсюду. Об этом, по мнению эксперта, не в последнюю очередь говорит намерение Москвы привлечь к участию в Параде Победы на Красной площади войска союзников.