Познакомьтесь с Абу Хамзой, чеченцем, который поехал воевать в Сирию, пишет на страницах Foreign Policy журналист Николас Клейтон. Этот человек только что вернулся в село в ущелье Панкиси (на территории Грузии) из Сирии, с поля боя, поясняет автор.
"После того, как в 1999 году началась вторая чеченская война, более 190 тыс. чеченцев (почти 20% населения Чечни) подали заявки на убежище на Западе, а еще несколько тысяч стали перемещенными лицами и обосновались в разных странах бывшего СССР", - говорится в статье.
29-летний герой статьи попросил называть его "Абу Хамза". В конце 2012 года он поехал вслед за братом своей жены в Сирию и присоединился к группе из 60 бойцов, противников Асада. "Это одна из тысяч независимых бригад, из которых состоит так называемая "Свободная сирийская армия", - пишет автор.
Абу Хамза объяснил в интервью свое решение: "Я туда поехал, потому что увидел в интернете видеоролики, где режим убивает безвинных женщин и детей. Я захотел воевать с [сирийским] правительством и помочь оппозиции, убить Башара".
Автор замечает: о двух с половиной месяцах боев с сирийскими войсками Абу Хамза рассказывал, "словно о приключениях в летнем лагере". В его отряде было еще 10 чеченцев, несколько азербайджанцев, индийцев и арабов и даже один американец. Большинство чеченцев, которых он увидел в Сирии, - беженцы, осевшие в Европе.
Сегодня у чеченцев в самой Чечне, а также у беженцев неширокие возможности, говорится в статье. По словам историка Оливера Буллоу, на Западе чеченцы страдают от тоски по родине и бюрократических сложностей. В Чечне один из немногочисленных вариантов трудоустройства - "колоссальная частная армия" Рамзана Кадырова (формулировка автора).
"Тем временем Грузия тоже ищет своих наймитов в рядах недовольной чеченской диаспоры", - говорится в статье.
В августе 2012 года правительство Грузии объявило о перестрелке в ущелье Лопота с вооруженной группой, которая якобы пришла с Северного Кавказа и "выполняла план России по дестабилизации Грузии". Но жители ущелья Панкиси излагают другую версию событий. Автор разъясняет: в Панкиси проживают кисты - народ, родственный чеченцам. Там же осели многие бывшие чеченцы-инсургенты.
Грузия объявила, что двое боевиков, убитых в августе, были гражданами Грузии, кистами по национальности. "А остальные, как сказали мне местные, были чеченцами, жителями ущелья", - пишет автор.
Несколько недель назад новый омбудсмен Грузии огласил результаты расследования, касающегося инцидента в Лопота. "Ссылаясь на конфиденциальные источники в МВД, он сказал, что примерно 120 боевиков были завербованы из числа чеченских беженцев и студентов-кистов в Грузии и других странах Европы. По некоторым сведениям, им обещали оружие, обучение и открытый коридор для боев на российском Северном Кавказе. Их разместили в квартирах в Тбилиси. Спецназовцы обучали их на военных базах", - пишет автор.
Боевиков отправили в Лопота, но через несколько дней велели им сложить оружие и вернуться либо в Панкиси, либо на военную базу. "Когда они отказались, произошла перестрелка, несколько человек было убито", - пишет автор.
Жители Панкиси говорят, что при новом правительстве Грузии "больше не подвергаются вымогательству и угрозам со стороны МВД Грузии" (формулировка автора). Но многие встревожены влиянием новой салафитской мечети, построенной якобы на деньги из Саудовской Аравии.
Журналист возвращается к Абу Хамзе: тот говорит, что не имеет никакого отношения к салафитской мечети и не считает себя джихадистом. По оценкам Абу Хамзы, в Сирии воюют около 100 кистов и чеченцев из Панкиси. Некий боевой товарищ, азербайджанец из Москвы, пообещал устроить его в Москве на работу, если сам уцелеет.
Готов ли Абу Хамза воевать в Ираке или Афганистане, например? "Я поеду куда угодно, если там убивают безвинных", - ответил он.