"Без евреев мир будет счастливее", - на обгоревшей стене осталась эта надпись, сделанная красной краской: в ночь с субботы на воскресенье в результате пожара был уничтожен еврейский социальный центр. На стенах остались также черные свастики, а также "фашистские и антисемитские" надписи, некоторые с орфографическими ошибками.
Эти надписи вызвали возмущение Жан-Пьера Раффарена. В полдень в воскресенье он направился на улицу Попинкур, 5, в 11-м округе столицы.
"Это не Франция. Это отвратительно и неприемлемо, - заявил премьер. - Франция будет действовать крайне сурово против тех, кто проповедуют антисемитизм". На месте трагедии он пообещал, что "авторы этого преступления получат до 20 лет тюрьмы". Он также добавил, что прокуратура будет просить максимального наказания. Все силы страны будут мобилизованы, чтобы преступники, совершившие акцию, были в самое ближайшее время арестованы и сурово наказаны.
Пока единственным следом остается заявление, сделанное на арабском сайте и подписанное до этого времени не известной "Группой сторонников священной исламской войны".
К осуждению Раффареном этой новой антисемитской акции, потрясшей Францию, присоединился весь политический истеблишмент, начиная с президента Жака Ширака, который в специальном коммюнике выразил свое "глубокое негодование" и осудил этот "безобразный" акт. Для Парижа, который в эти дни отмечает годовщину своего освобождения, это болезненная рана. Мэр Бэртран Балано первым прибыл в социальный центр и осудил "нездоровый и опасный климат" и твердо заявил, что не уступит "ни одного сантиметра варварам".
По мнению Представительского совета еврейских организаций Франции, " не может быть сомнений в отношении глупых и преступных мотиваций тех, кто сжигает благотворительную столовую, оставляя антисемитские граффити: этими людьми движет ненависть к евреям".
Национальное общество по борьбе с антисемитизмом выразило "тревогу" и теперь опасается "повторения подобных актов во время еврейских праздников в сентябре". Социалисты вчера потребовали принятия мер по борьбе с антисемитизмом, которые бы не ограничивались одними устными заявлениями.
Огнем уничтожено около 100 из 300 квадратных метров на цокольном этаже синагоги, открытой в 1913 году и затем, в 1960-е годы, превращенной в социальный центр. В последнее время это помещение использовалось как "столовая для группы неимущих пенсионеров", пояснил раввин Заффран из соседней синагоги, расположенной на улице Рокетт.
Но речь идет не просто о вылазке расистов. Могли погибнуть люди, если бы пожарные, около 50 человек, не прибыли вовремя, около 4 утра, получив телефонный звонок: кто-то увидел дым и пламя на первом этаже здания.
Огонь был быстро потушен, даже не понадобилось эвакуировать жильцов этого пятиэтажного дома, расположенного неподалеку от площади Бастилии. Когда обнаружились антисемитские символы и надписи, пожарные вызвали представителей судебной полиции. Министр внутренних дел Доминик де Вилльпен потребовал "мобилизовать все усилия, чтобы найти преступников".
Антисемитские манифестации и акции, как, например, осквернение еврейского кладбища в Лионе, имевшее место всего две недели назад, все чаще происходят во Франции, где проживает самая большая еврейская община в Европе, около 600 тысяч евреев. Здесь также насчитывается около 6 млн мусульман, т.е. самая многочисленная исламская община на континенте.
Между Францией и Израилем разразилась дипломатическая война, когда 18 июля в Иерусалиме Ариэль Шарон торжественно пригласил всех евреев Франции переехать в Израиль, уточнив, что "уезжать следует немедленно", поскольку во Франции распространяется "разнузданный антисемитизм". Разгневанный Ширак уведомил израильского премьера, что он больше не является желанным гостем во Франции, но потом направил письмо президенту Израиля Моше Кацаву, благодаря которому в этом деле была поставлена точка.