Громко кричать "Держите вора!" и при этом самим прятать в кармане ворованный банан - вот любимое занятие венесуэльской оппозиции в последнее время. Даже после второй проверки результатов референдума по снятию с должности президента Чавеса противники последнего остаются непоколебимы - они по-прежнему обвиняют его в фальсификации. Они даже говорят о самом крупном в истории страны избирательном подлоге. Вообще-то, кто выкатывает такую артиллерию, должен представить и доказательства.
Однако то, что до сих пор представила оппозиция, это не больше чем смесь из соображений, улик и обвинений. Подлость подлога президента, по словам его оппонентов, состоит в том, что он был настолько совершенным, что его нельзя доказать. Чавес ведь большой хитрец.
Однако этих заявлений явно недостаточно, и поэтому возникает ощущение, что истинные обманщики находятся в рядах оппозиции, которая хочет затуманить голову своим избирателям. Оппозиционеры продолжают кричать "Подлог!" - несмотря на то, что результаты выборов были признаны чистым как Организацией американских государств (ОАГ), так и Центром Картера. Ни одну из этих организаций нельзя назвать большими друзьями президента Чавеса.
К тому же нельзя забывать, что ОАГ и Центр Картера вообще прибыли в Венесуэлу лишь по просьбе оппозиции. Как правительство, так и его противники - все перед голосованием обязались принять его результаты, если таковые будут признаны законными обеими группами наблюдателей. Это и случилось, однако оппозиция по-прежнему глуха к аргументам.
Трудно поверить, что оппозиция действительно настроена серьезно. Если же в самом деле это так, то это говорит отнюдь не о ее реалистичности. Скорее за обвинениями стоит сознательный расчет.
Венесуэльская оппозиция запустила план В: референдум она проиграла, этого не изменить. Теперь нужно этот референдум дискредитировать. Тот, кто хочет сбросить Чавеса с поста президента, должен лишить его демократической легитимности.
А если он - незаконный президент, поскольку был подтвержден в должности в результате обмана, то вывод очевиден: он - диктатор.
Однако как раз этого о Чавесе сказать нельзя. Он прошел демократическую процедуру, провел референдум и выиграл его. Это делает его законным главой государства.