Всего несколько лет назад я, да и многие другие - как в России, так и за границей, были твердо уверены, что Россия выбрала свой путь, основанный на универсальных ценностях современного общества, приоритетами которого являются соблюдение прав человека и гражданских свобод, рыночная экономика и многопартийная демократия. В последнее время, однако, произошла смена парадигмы, и нынешнее развитие событий не соответствует тому, что было достигнуто ранее.
За короткий период времени в России фактически исчезли почти все неотъемлемые характеристики современного демократического государства. Было уничтожено разделение ветвей власти, на смену которому пришла так называемая "вертикаль власти", основанная на ложном представлении о том, что все значимые социальные и политические процессы должны находиться под контролем государства.
Правительство и парламент более не могут функционировать без ежедневных инструкций, все более покорной становится судебная власть. Больше не существует ни единого независимого телеканала. Более того, государство продолжает усиливать хватку, в которой зажаты электронные и печатные СМИ. Отмена выборов региональных губернаторов с вытекающим отсюда разрушением муниципального уровня власти вносит свой вклад в кризис системы.
Все это оправдывается известными циничными формулами о "национальных особенностях демократии" и необходимости "сохранить суверенитет".
Отсутствие должных сдержек и противовесов и общая безответственность неизбежно привели к взрыву коррупции. Было бы ошибочно утверждать, что для России это новая проблема, однако размах этого феномена вышел на совершенно новый уровень. Будучи главной из проблем, эндемическая коррупция усиливает общую гражданскую небезопасность, которую остро ощущают простые россияне.
Коррупция усугубляется растущим влиянием принадлежащих государству компаний. Вертикаль власти поглощает значительную часть экономики и подрывает основы свободного предпринимательства. Вместо продуктивной деятельности она сосредотачивается на перераспределении активов.
В результате структурные реформы в лучшем случае застопорились. Ясно, что в подобной атмосфере выполнение неотложной задачи по модернизации и экономической диверсификации невозможно.
Можно предложить два сценария дальнейшего развития событий.
Во-первых, власти могли бы сформулировать четкую экономическую и политическую программу с краткосрочными и среднесрочными мерами, нацеленными на устранение основных рисков и нынешних тревог гражданского общества и инвестиционного сообщества. В случае надлежащей реализации этот подход может постепенно восстановить доверие и продолжить приносить позитивные плоды на волне нынешнего экономического роста.
Иными словами, подавляющее большинство последних политических изменений следует отменить, включая восстановление региональных и местных выборов и отмену последних поправок к законам о выборах.
Нужно с новыми силами взяться за проведение настоящей судебной реформы. Конечно, эта система слишком инерционна и культурные изменения значат даже больше, чем материальные, но в последнее время власти обратили вспять первичные позитивные тенденции, подорвав основы независимого судопроизводства.
Политическим решением по крайней мере один центральный телеканал должен быть передан в частные руки, чтобы россияне могли знакомиться со взглядом, альтернативным тому, который Кремль считает бесспорным.
Во внешней политике Россия должна признать свои последние просчеты, которые очевидны всем остальным, и восстановить нормальные отношения со главными международными партнерами - ЕС и США - и соседними странами.
Последнее - но не менее важное - это то, что должно быть подтверждено соблюдение прав собственности. Должны быть снова начаты настоящие экономические реформы во всех сферах, и "неприкасаемые", такие как "Газпром", не должны препятствовать этому процессу. Финансовые власти должны взять под контроль инфляцию.
Насколько реалистичен первый сценарий? Боюсь, что шансы на это невелики.
По альтернативному сценарию, несмотря на сказочную экономическую атмосферу, мы не можем исключать возможности резкого ухудшения нынешней ситуации и/или неспособности властей адекватно отреагировать на новые сложности. Это, в свою очередь, может подорвать гражданскую безопасность, что приведет к неконституциональному развитию событий с непредсказуемыми краткосрочными и долгосрочными последствиями.
С учетом хотя бы того, что революции обходятся России очень дорого, я твердо выступаю против революционных событий любого типа и считаю гладкий демократический политический процесс лучшим способом выхода из нынешнего тупика. Демократию можно и должно обезопасить. Я считаю, что, несмотря на все усилия нынешних властей по удержанию в своих руках власти дольше пределов, поставленных Конституцией, на приближающихся выборах (если они будут свободными, справедливыми и честными) российский народ снова заявит о своей приверженности современным демократическим ценностям.
Россияне уже не те, что во время советского периода - теперь они свободно передвигаются и общаются, получают современное образование, говорят на иностранных языках и пользуются интернетом. К счастью, у молодого поколения отсутствуют гены, которые ограничивают многих представителей старшего поколения. Гражданское общество разрастается, и люди начинают понимать свои основные права и бороться за них. На мой взгляд, наша главная цель - сделать все возможное для объединения всех демократических сил в России для возвращения страны на демократический курс развития.
За два последних десятилетия Россия провела много реформ и многого достигла, чтобы стать современным демократическим государством, и однозначным признанием этого факта является членство России в "большой восьмерке" и ее глобальная роль. Политические колебания нынешнего руководства, какими бы драматичными они ни были, не должны скрывать этого объективного факта, и мы не должны допустить, чтобы они смогли их скрыть.
Статья Марии Липман "Рост авторитаризма и причины народного недовольства" из сборника "Будущее России"