В среду западные СМИ обсуждают ответ Ирана на предложения "шестерки" по его ядерной программе.
Американское издание The Wall Street Journal пишет о том, что в среду американские и европейские союзники планируют взвесить, стоит ли продвигать вопрос с санкциями против Ирана в Совете Безопасности ООН после того, как Тегеран заявил, что готов начать "серьезные переговоры" по ядерной программе, но не заморозит деятельность по обогащению урана.
Американские и европейские чиновники в частном порядке заявили, что ответ Ирана не предполагает выполнения требований, изложенных в прошлом месяце СБ ООН. Однако администрация Буша придерживается официальной позиции, согласно которой Соединенные Штаты до сих пор рассматривают ответ Ирана на июньский пакет предложений и находятся в состоянии консультаций с европейскими партнерами.
Сегодня послы США, Великобритании, Франции и Германии в ООН планируют провести неформальную встречу с целью обсуждения коллективного ответа. Отдельные дипломаты предположили, что эта группа также начнет составлять список потенциальных санкций против Ирана, если чиновники придут к выводу, что Тегеран не выполнил требований ООН.
Эту тему продолжает The New York Times в статье под заголовком "Санкции против Ирана могут расколоть коалицию".
Для госсекретаря США Кондолизы Райс задача сохранения хрупкой коалиции мировых держав, пытающихся обуздать ядерные амбиции Ирана, всегда была нелегкой, а война Израиля с "Хизбаллах" в Ливане еще больше осложнила ее. Райс, возвратившаяся из отпуска, приступила к изучению ответа Ирана на пакет предложений Запада, в котором страна отвергла ключевое требование коалиции прекратить обогащение урана. Сейчас вопрос заключается в том, сможет ли Райс удержать коалицию с тем, чтобы каждый ее член пошел на применение кнута к Ирану, пишет газета.
Это будет нелегко, отчасти потому, что по пакету санкций требуется голосование всего Совета Безопасности ООН. Хотя правом вето обладают только постоянные члены СБ, среди дипломатов, в частности европейских, растут опасения, что другие члены совета, возмущенные тем, как США, а теперь и Франция повели себя в отношении ливанского кризиса, предоставят России и Китаю политическое прикрытие для выступления против жестких санкций.
Хотя Франция, к примеру, практически так же активно, как и США, настаивала на жесткой позиции в отношении иранской ядерной программы, в последние дни она настроила против себя многих членов СБ ООН, предложив включить в состав миротворческой миссии в Ливане лишь 200 своих военнослужащих.
Заставить СБ ООН наказать Тегеран всегда было сложно. Россия и Китай имеют в Иране серьезные экономические интересы и не хотели бы прибегать к жесткому инструменту санкций. И Запад должен семь раз отмерить, прежде чем вводить какие бы то ни было санкции, которые действительно могут навредить Ирану - его энергетическому сектору, так как это непременно скажется на и без того высоких ценах на нефть и в конечном итоге нанесет урон самому Западу, указывает газета.
Первоначальные санкции, несомненно, будут слишком слабыми, чтобы дать какой-либо эффект, указывают некоторые дипломаты. Они предсказывают возникновение проблем в том случае, если США попытаются подтолкнуть Россию и Китай нацелиться на иранский энергетический сектор. Иран обладает одними из крупнейших разведанных нефтяных резервов, но при этом вынужден импортировать более 40% топлива, потому что не владеет необходимыми нефтеперерабатывающими мощностями.
Более того, и в Китае, и в России есть энергетические компании, вложившие немалые средства в Ирак, и они - вместе с европейскими странами - хорошенько подумают, прежде чем согласиться на запрет покупки иранской нефти или ограничение инвестиций в топливную промышленность Ирана. И если, как отмечается в некоторых сообщениях, Иран действительно отказался от возможности проведения переговоров по приостановке обогащения урана, это может еще больше расколоть коалицию, пишет издание.
Австрийская Die Presse в материале "Начало глобальной ядерной гонки вооружений" пишет о том, что вскоре в мире будет 40 ядерных держав. Если у Северной Кореи и Ирана появится атомная бомба, вооружаться станут и их соседи, считает издание.
Мир стоит на пороге новой ядерной гонки вооружений. И, в отличие от прошлого, в обозримом будущем ядерное оружие может появиться в арсенале не двух, а в худшем случае дюжины стран, в том числе ряда "проблемных" государств Азии и Африки. С возникновением каждой новой ядерной державы растет опасность того, что атомное оружие попадет в руки к террористам и в конце концов будет использовано по назначению.
Такой мрачный прогноз стал результатом событий, связанных со спором вокруг иранской и северокорейской ядерных программ: становится все больше оснований предполагать, что Иран скоро войдет в число "настоящих" ядерных держав. К тому же Пхеньян пригрозил во вторник "нанести превентивный удар для защиты собственной безопасности" в связи с южнокорейскими военными учениями.
Возникновение двух новых ядерных держав в рамках существующего с 1970 года Договора о нераспространении ядерного оружия, к которому присоединились почти все государства (189 стран), может привести к прорыву дамбы: по словам политолога Поля Брэкена, профессора Йельского Университета (США), в образовавшиеся прорехи бросятся Египет, Саудовская Аравия, Сирия и Турция, если речь зайдет о том, чтобы занять достойную позицию по отношению к Ирану. Из Японии и Южной Кореи также поступают сигналы, свидетельствующие о том, что эти две страны планируют ответить на северокорейскую атомную бомбу своими собственными.
Швейцарская Le Temps комментирует критику в адрес Франции, не решающейся на более активное военное участие в Южном Ливане.
В понедельник Джордж Буш выразил нетерпение, призвав Францию "послать больше солдат". Говоря об усилиях по созданию 15-тысячного международного контингента, он добавил, что "иногда дипломатия разочаровывает". Почти одновременно телеканал Fox News прибег к своим старым клише по поводу пресловутой трусости французов, в то время как другие СМИ безжалостно ругали президента Жака Ширака за медлительность, пишет газета.
Сыграв ключевую роль в достижении прекращения огня между Израилем и "Хизбаллах" и с самого начала согласившись взять на себе командование международным контингентом, Париж по-прежнему отказывается назвать численность французских военнослужащих, которые могут быть посланы в Южный Ливан. "Франция породила ожидания, а потом посеяла тревогу, - считает эксперт Брюно Тертре из Фонда стратегических исследований (Париж). - Нельзя было говорить, что мы готовы взять на себя командование контингентом, а потом заявлять, что посылаем только первое подразделение из 200 человек".
Чем вызвана французская нерешительность? Чтобы послать солдат в зону, где они окажутся между Израилем и "Хизбаллах", Парижу требуются очень солидные гарантии. Прежде всего, необходимо, чтобы стороны конфликта выполнили свои обязательства: чтобы "Хизбаллах" отступила и разоружилась, чтобы израильская армия ушла, а ливанское правительство разместило на юге страны свои войска. Далее, необходимо "справедливое распределение" функций: Франция удивлена тем, что, кроме нее, ни одна из стран - членов Совета Безопасности (Россия, Китай, США и Великобритания) не согласилась участвовать в международном контингенте.
Очевидно одно: подвешенная ситуация продлится недолго. В окружении президента Жака Ширака поясняют, что ооновский документ будет изучен "очень серьезно и в самый короткий срок". Отныне договоренность между странами-участницами (помимо Франции и Италии, это такие страны, как Турция, Индонезия и Австралия) - вопрос лишь нескольких дней, считает газета.
Французская Le Monde отмечает, что западные страны не могут игнорировать тегеранский режим ни в Ираке, где иранские шииты дают советы своим единоверцам, ни в Афганистане, где помощь Ирана может оказаться полезной ввиду активизации талибов, ни в израильско-палестинском конфликте, где устойчивость прекращения огня отчасти зависит от доброй воли "Хизбаллах", ни в мусульманском мире в целом, где иранский президент Ахмадинежад - человек, который хочет уничтожить Израиль и не склоняется перед американцами, - является самой популярной фигурой, несмотря на традиционную враждебность между арабами и персами.
По меньшей мере с 1986 года, когда во Франции были совершены теракты, Жак Ширак, который тогда был премьер-министром, испытывает глубокую неприязнь к шиизму, который он считает религией одержимых. Но из политических соображений он перешагнул через свои предубеждения, хотя отказывается возобновить диалог с Сирией с тех пор, как президент Башар Асад проявил лично к нему неуважение, пишет газета.
Итальянская La Repubblica напоминает о том, что второй канал иранского телевидения передал на днях пространное интервью с командующими армией и военно-морским флотом, которые рекомендовали иранцам мобилизоваться и не дать застать себя врасплох неожиданным ударом извне.
Неслучайно ответу Тегерана группе "пять плюс один" предшествовали военные маневры Zolfaghar на юге страны, в то время как, согласно упорно циркулирующим слухам, Тегеран стягивает войска к своим юго-западным границам. Режим между тем мало говорит о санкциях, которые могут нанести удар по стране в том случае, если 31 августа Совет Безопасности ООН сочтет ответ Тегерана неудовлетворительным, пишет газета.