Мы встретили известие о принятии резолюции ООН 1701 благожелательно и с удовлетворением, потому что этот документ привел к прекращению боевых действий и отразил обеспокоенность мирового сообщества судьбой сотен тысяч ни в чем не повинных людей, вовлеченных в этот конфликт. Остается сожалеть, что рассмотрение гуманитарных аспектов не привело, и не по вине Италии, к скорейшему прекращению конфликта. Между тем теперь, когда следует определить практические условия выполнения миссии, начинают проявляться все слабости так называемой международной солидарности.
Европа плохо справляется со своими обязанностями. Великобритания топчется на месте. Германия, со своей армией, почти полностью состоящей из призывников, хочет избежать риска возможного участия в боевых действиях, в том числе и против Израиля. Франция никогда официально не заявляла о желании взять на себя руководство операцией или предоставить большой контингент, но она де-факто осуществляет командование силами UNIFIL и де-факто руководит планированием и организацией всей операции через главу Департамента миротворческих операций ООН француза Жана-Мари Гуэнно. Выжидательная позиция Франции является лишь формой защиты от целого ряда предубеждений, имеющихся у Израиля и других стран, в том числе и Ливана, в отношении французов и самого контингента UNIFIL под французским командованием.
Италия, похоже, осталась с фитилем в руке в игре, в которой все согласились с требованием о прекращении огня и никто не предлагает себя в качестве наблюдателя за его соблюдением. Наше предложение о предоставлении контингента и наше требование о получении важной роли в рамках миссии, как кажется, полностью удовлетворены с согласием на участие наших войск и возможным назначением на роль командующего операцией. И в этой ситуации следует, как обычно говорят военные: 1) никогда не выступать в роли добровольца; 2) быть осторожным, когда чего-либо просишь, потому что можешь это получить. Однако в этом особом случае эти предостережения перекрывает большое политическое значение, которое начинает обретать наша миссия.
Италия - единственная страна, которую принимают на Ближнем Востоке без всяких международных оговорок. Резкая критика звучит только внутри страны, и, безусловно, она касается не боевых возможностей контингента, а политической целесообразности его успеха и его провала. Италия, как ни парадоксально, и после решения вывести свои войска из Ирака пользуется расположением Израиля. И это означает, что нет необходимости в наемниках или преданных исполнителях чужих идей - есть потребность в суверенных государствах, способных проводить свою самостоятельную политику, какой бы она ни была, правильной или ошибочной. Благоприятное отношение к Италии означает веру в то, что ей удастся сплотить европейские и другие силы. Это доверие, возможно, является самой важной частью. Если Италия согласится возглавить миссию, то тогда операция может проходить более решительно и даже дерзко, чтобы вовлечь европейские страны и вернуть к жизни европейскую политику обороны и безопасности, которая раньше пыталась обрести собственное пространство в рамках символических операций, почти полностью лишенных риска.
Это новое политическое измерением влечет за собой два серьезных последствия оперативно-технического характера: оно меняет природу миссии и игры в покер здесь не допустимы. Громогласное требование об итальянском руководстве может стать не только призывом придать больше полномочий UNIFIL или делать работу за UNIFIL, которые следуют лишь мягким правилам или главе VI Устава ООН, в соответствии с которой можно лишь вести переговоры. Начинает вырисовываться иная роль международных сил, которые будут действовать под мандатом ООН, но с командной структурой, не обязательно подчиняющейся UNIFIL. Поэтому необходима еще одна резолюция ООН, которая бы предусматривала другой мандат для многонационального контингента под командованием Италии, который бы действовал в рамках главы VII Устава Объединенных Наций и, таким образом, получил бы разрешение на применение силы.
Разница между миротворческими силами и силами по поддержанию мира - вопрос в данном случае чисто академический. Применение силы должно быть предусмотрено для того, чтобы обеспечить безопасность личного состава и заставить выполнять решения ООН все вовлеченные в конфликт стороны. Этот вариант, помимо очевидных больших оперативных рисков, предполагает и другую ответственность со стороны страны-лидера. Участие Италии нельзя рассматривать как безусловное подчинение ООН в плане командных и контрольных функций. Италия должна сохранить способность осуществлять оперативную деятельность через наш генеральный штаб и через военно-политическую систему управления, соединенную напрямую с ООН и другими странами-участницами многонациональных сил при осуждении принимаемых решений в рамках предоставленных полномочий.
Природа миссии "по оказанию содействия ливанскому правительству" не должна восприниматься как односторонние обязательства в отношении одной стороны, это должны быть двусторонние обязательства. Это означает, что если Ливан не обеспечит эффективное выполнение мандата ООН, страны, участвующие в миссии могут и должны осудить такую позицию и сделать все возможное для оживления инициативы. Организация управления и командования должна быть обеспечена итальянской стороной: потребуются дополнительно от 500 до 900 человек и все необходимое для обеспечения связи и получения и обработки разведывательной информации. Поступление информации с театра оперативных действий должно быть прямым, конкретным и постоянным, наряду со сведениями, поступающими от ООН и других стран-союзниц.
Таким образом, здесь не должно быть места лукавству. Ответственность страны-лидера подразумевает, прежде всего, серьезность. Нельзя сидеть сложа руки и исключать вероятность того, что миссия превратится в ловушку, устроенную с целью найти нового виновного в провале международной политики безопасности. Нельзя и думать о том, что по причине явных рисков участие Италии может завершиться "передачей мяча" другим. Риски не уменьшатся, и ответственность ляжет лишь на тех, кто в это время находится на поле. Нельзя экономить на вооружении и на безопасности солдат. Нельзя мириться со сценариями, которые будут разыгрываться в интересах СМИ. Италия должна принять активное участие в определении полномочий, и никак нельзя оказывать давление на поведение других, давая разрешение или запрещая какие-то виды вооружения, в такой же степени, как нельзя мошенничать с числом военнослужащих контингента, внося в списки "действующих" тех, кто увидит полосу безопасности и реку Литани лишь на открытке.
Фабио Мини - бывший командующий миссии KFOR в Косово