Российские ядерные бомбардировщики снова несут круглосуточное дежурство в воздухе, а президент Путин не упускает случая на международной арене принять напыщенный вид и поиграть государственными мускулами.
Однако вся эта шумиха и злобствование призваны скрыть один существенный факт: в противоположность Китаю или Индии, которые переживают период подъема, Россия вошла в долгосрочный кризис. Сегодня высокие цены на нефть немного подстегивают российскую экономику - и дают Путину деньги, на которые он может демонстрировать свою воинскую доблесть. Но в основе любого показателя государственной мощи лежит демография. Путину никуда не деться от факта, что население России ежегодно сокращается на 800 тыс. человек.
К 2050 году от нынешних 142 млн в России, скорее всего, останется 100 млн жителей, и большие части ее территории останутся без населения.
У государств, которые смогут оказывать реальное влияние на мировые события к концу XXI века, нет проблем с демографией. Низкий показатель средней продолжительности жизни, алкоголизм, а также тот вопиющий факт, что число абортов в России превышает количество новорожденных, - все это практически неизбежно влечет за собой упадок страны.
Мир в XXI веке поделят между собой Америка с 300 млн жителей, Европейский союз с населением в 460 млн, а также Китай и Индия - страны, в каждой из которых живет более миллиарда людей. На этом фоне Россия выглядит неубедительно.
Другая "ахиллесова пята" Путина - российская экономика. Ее зависимость от нефти и природного газа благотворна до тех пор, пока цены на энергоносители, как сейчас, высоки. Если же цены упадут, или в течение долгого времени будут колебаться, Путин очень быстро почувствует давление.
Не является Россия и средоточием инновационного потенциала, и это тоже не добавляет ей очков. В России нет производственных компаний мирового класса, нет и университетов, которые фонтанировали бы изобретениями.
Вместо этого Россия имеет экономику, крайне зависимую от природных ресурсов и испытывающую взлеты и падения в зависимости от мировых цен на энергоносители. Другими словами, Путин просто не в состоянии контролировать судьбу российской экономики. Степень его воинственности зависит от превратностей мирового рынка энергоносителей.
Вот почему валовый национальный продукт (ВНП) России составляет всего около 800 млрд фунтов. ВНП Великобритании, население которой меньше российского более чем в два раза, составляет 1,3 трлн фунтов.
Хотя вся эта военная трескотня Путина снова вызывает в памяти эпоху холодной войны, нынешнее соотношение военных сил не идет ни в какое сравнение с таковым в эпоху "железного занавеса".
В те времена Центральная Европа была вотчиной России, а Кремль держал в Восточной Германии 18 бронетанковых дивизий, чтобы иметь в географическом центре Европы оплот своей военной мощи.
Напротив, сегодня государства-сателлиты независимы. Латвия, Эстония и Литва, бывшие республики СССР, входят как в НАТО, так и в Евросоюз.
Восточная граница НАТО теперь проходит неподалеку от Санкт-Петербурга. Эти принципиальные факты вскрывают крайнюю слабость России, - которую Путин изо всех сил пытается завуалировать.