Путин и Медведев опасались явного успеха США, но теперь этот сценарий кажется нереализуемым, пишет Гуидо Рампольди в статье, напечатанной в газете La Repubblica.
"Если раньше Москва и Пекин желали западным странам фиаско, которое окончательный выбьет из головы США и НАТО любую иллюзию о гегемонии в Центральной Азии, то теперь они подумывают, что Афганистан может приносить доход. Так, China Metallurgical Group инвестировала кругленькую сумму 3 млрд долларов в медные рудники к югу от Кабула, а русские только что завершили обсуждение с афганским премьером Хамидом Карзаем, находившимся на этой неделе в Москве, планы экономического сотрудничества на 1 млрд долларов. Чем больше русские и китайцы втягиваются в Афганистан, тем больше они становятся заинтересованными в стабильности в стране. Никто не говорит, что их расчет сработает, но, по сути, речь идет о попытке создать региональный консенсус вокруг проекта умиротворенного Афганистана - итог, который в этой стране до вчерашнего дня нравился немногим: это звучало как победа западных стран, вторгшихся в Центральную Азию", - пишет издание.
Проекты, обсуждавшиеся Карзаем и Медведевым, отвечают не только экономическим интересам. Строительство большой плотины и ГЭС, которая позволит снабжать электричеством, в том числе, и Пакистан, усилит вес Москвы в регионе. Другие проекты имеют символическое значение, пишет автор статьи.
Но российско-афганское сотрудничество, хотя об этом и не говорится в официальном коммюнике, не может исключать разработку природных ресурсов, о которых этим летом рассказал Вашингтон. Афганская горнодобывающая промышленность является советским изобретением. Ее столицей был Шеберган, регион, расположенный на севере, который в настоящее время контролируется боевиками узбека Дустума, в настоящее время министра в правительстве Кабула, пишет автор статьи. Известно, что Дустум в 1990-е годы совершил странную поездку в США. Видимо, он отвез туда карты, составленные советскими геологами, полагает автор, и именно этим можно объяснить то, что он пользуется иммунитетом, несмотря на все совершенные им военные преступления.
"Возвращение русских в Афганистан не станет новостью. 60% офицеров афганской армии прошли военную и идеологическую подготовку у советских инструкторов, и, по всей вероятности, многие из них в настоящее время передают российскому посольству в Кабуле важную разведывательную информацию", - пишет издание. Известно также, что многие полевые командиры из Северного альянса поддерживают хорошие отношения с бывшими врагами, прежде всего могущественный генерал Фахим. Да и бывший моджахед Карзай прекрасно осознает, что судьба его страны не в последнюю очередь зависит от Москвы.
Россия сегодня в меньшей степени опасается прессинга США в регионе, который она считает зоной своего влияния. Соединенные Штаты ворвались в регион после терактов 11 сентября и заключили с местными сатрапами договоры об арендах военных баз. Но очень скоро местные лидеры стали сотрудничать с оппозиций и в конечном итоге позволили русским и отчасти и китайцам вернуть утраченные позиции. Но изменению позиции Москвы в отношении Афганистана в немалой степени способствовал сам ход войны в Афганистане, продолжает обозреватель. "Москва опасалась, что американцы одержат громкую победу там, где потерпела унижение Красная армия, но, вероятно, Москва убедила себя, что такой исход нереален. В этом году Россия позволила перевозить через свою территорию грузы для НАТО, а теперь может предложить западным странам более широкое и эффективное сотрудничество, если поймет, что ее историческая роль признана и экономические интересы удовлетворены", - отмечает автор статьи.
"На деле русские вряд ли получат доступ к большей части страны, где никто не забыл массовые расправы, совершенные советскими солдатами. Но в некоторых северных провинциях, прежде всего на узбекских территориях, где развивалась афганская добывающая промышленность, их появление будет воспринято благосклонно. Если это произойдет, то русские инвестиции придадут импульс мудрому проекту, который итальянская дипломатия вынашивала еще во времена министра Д'Алемы: о региональном соглашении в целях стабилизации Афганистана", - резюмирует Рампольди.