Американский фотограф Мэттью Шрайер провел 7 месяцев в плену у сирийских повстанцев из двух группировок. The New York Times публикует его историю, начиная с мрачной картины: тюремщики заметили, что Шрайер и его сокамерник, другой американец, задумали побег. "Сокамерника увели, избили и притащили назад с окровавленными ступнями и щиколотками. Теперь наступил черед Шрайера", - пишет журналист К.Дж. Чиверс.
Шрайера обездвижили и уложили лицом вниз на пол так, чтобы босые ступни торчали кверху. "Дай ему 115", - сказал один из тюремщиков по-английски, и его начали хлестать по ступням металлическим кабелем. Потом тюремщики отволокли его в камеру (ходить он не мог) и на прощанье сказали: "Ты слышал о бухте Гуантанамо?".
Этим мытарства Шрайера не ограничились. "Он говорит, что его обокрали, били и обвиняли в шпионаже на США, причем позднее его обвинители выдали себя за него в интернете. Тюремщики опустошили один из его банковских счетов. Делали покупки от его имени на eBay. Посылали его матери и лучшему другу письма с его аккаунта, заверяя, что у него все в порядке, но он продлил поездку, чтобы побольше поработать", - говорится в статье.
По словам самого Шрайера, 29 июля он сумел сбежать, протиснувшись в окно подвала. Другие повстанцы, напротив, помогли ему - доставили из Алеппо к границе и передали турецким властям. Вскоре власти США вывезли его на родину.
"Шрайер по личному опыту рассказывает о том, как некоторые элементы антиасадовских сил скатились до ханжеской ненависти и преступлений. Его опыт отражает тот факт, что в районах, где всем правят капризы вооруженных религиозных группировок, резко ухудшилась обстановка для иностранцев и умеренных сирийцев", - пишет газета, отмечая, что члены группировок патрулируют дороги, устраивают блокпосты и находятся на многочисленных партизанских базах.
С 2012 года в Сирии было похищено или пропало без вести более полутора десятков граждан западных стран. Большинство - журналисты. Как считается, многие находятся в плену у какой-либо из двух группировок, связанных с "Аль-Каидой", а как минимум один - у спецслужб Асада. Жертвы обычно исчезают бесследно, так что случай Шрайера - уникальный.
"История Шрайера также указывает, какой трудный выбор стоит перед иностранными державами: допустим, державы в принципе разделяют цель повстанцев - свержение диктатуры, обвиняемой в применении химического оружия против мирного населения, но на практике они опасаются вооружить оппозиционные фракции, которые одобряют тактику террористов, нетерпимую религиозную власть или те же самые методы - похищения, пытки, внесудебные аресты - которые характерны для правления клана Асада", - говорится в статье.
Шрайер сказал, что большинство его тюремщиков принадлежало к фронту "Ан-Нусра" - группировке, которую ООН и США считают террористической. Но он сообщил, что его и другого американца также удерживало подразделение "Ахрар аль-Шам", исламистской организации, которая тесно сотрудничает со Свободной сирийской армией, признанной правительствами западных и арабских стран.
Как говорит сам Шрайер, тюремщики обвиняли их с сокамерником в работе на ЦРУ и принудили к ложными признаниям, в том числе на видеокамеру.
"Тюремщики не признавали публично, что держат их в плену, и не выдвигали никаких требований. Их семьи и правительство США не предавали огласке информацию об их похищении", - отмечает газета. Сокамернику Шрайера не удалось бежать, его судьба неизвестна.
Газета описывает одиссею Шрайера. В прошлом году он решил попробовать себя в качестве военного корреспондента. Побывал в Турции и Иордании, познакомился с повстанцами. В декабре вернулся, и его переправили в Алеппо, в маленький отряд, осаждавший комплекс разведки ВВС.
Спустя 18 дней Шрайер хотел вернуться в Турцию, чтобы опубликовать снимки. Но дорогу его такси преградил джип "чероки". Шрайеру велели пересесть в джип и приложили к виску дуло автомата. Шрайер подозревает, что таксист был соучастником похищения, говорится в статье.
На первом допросе некто, называвший себя Абдулла, сказал: "У нас есть информация, что в этом районе есть агенты ЦРУ". Шрайер осмелился возразить: "У меня носки непарные, а вы думаете, что я из ЦРУ?".
Шрайера заперли в неосвещенной комнате. На следующий день, 1 января, он услышал крики других пленных, которых избивали. "А я просто ходил из угла в угол и ждал своей очереди", - говорит Шрайер.
На следующем допросе Шрайер объяснил, что он фотограф, и сослался на знакомых повстанцев. Абдулла сказал, что, если он говорит правду, его отпустят.
Спустя несколько дней Абдулла объявил Шрайеру, что он в исламском суде, но объяснил, в чем американец обвиняется. По словам Шрайера, Абдулла делал ему "деловые предложения": например, помочь получить с посольства США 3 млн долларов выкупа (за откат в 5%) или стать курьером группировки.
Шрайера держали вместе с сирийскими военными-алавитами, а в конце января посадили в камеру с другим американцем. Тот сказал, что его обвиняют в принадлежности к ЦРУ, а позднее поведал, что молодые сирийцы пригласили его на повстанческую территорию, но после пересечения границы надели на него наручники.
Позднее Шрайера принудили сообщить его персональные данные и пароли, чтобы воспользоваться его банковским счетом и почтовым ящиком, рассказывает корреспондент.
Пленников перевозили из одной импровизированной тюрьмы в другую, в Алеппо и окрестностях. "На базе организации "Ахрар аль-Шам" их бедами заинтересовался некий старейшина. Он приказал им написать заявления о том, как их пытали члены "Ан-Нусры", и сказал, что их дела будут пересмотрены и их, возможно, отпустят", - говорится в статье. Но вместо этого их перевели на другие базы, которыми заведовали те же члены "Ан-Нусры".
В конце концов Шрайеру удалось проделать дыру в проволочной сетке, которой было затянуть окно. Шрайер говорит, что протиснулся наружу, но его сокамерник выбраться не смог - дыра была слишком узкой.