"В военном альянсе Тегерана и Москвы наметились трещины", - полагает The Wall Street Journal. "Недавно начавшиеся с иранской авиабазы вылеты российских самолетов, бомбивших Сирию, вскоре прекратились, а министр обороны Ирана обвинил Россию в стремлении "похвастаться", - поясняют корреспонденты Аресу Экбали и Аза Фитч.
Между тем ирано-российское сотрудничество, обусловленное общими интересами в Сирии, на прошлой неделе поднялось на новый уровень, когда Россия объявила, что использует иранскую авиабазу Хамадан.
В понедельник Хоссейн Дехган, министр обороны Ирана, отчитал Россию за то, что она разрекламировала размещение своих самолетов в Хамадане. "За этим объявлением стояли хвастовство и неучтивое отношение", - заявил он, согласно сообщению полуофициального Иранского студенческого агентства новостей.
"Естественно, русским хотелось бы продемонстрировать, что у них сверхдержава и влиятельная страна и что они присутствуют при развитии всех событий в сфере безопасности в регионе и в мире", - заявил министр. Он добавил, что база использовалась краткосрочно и без письменного соглашения, сообщает газета.
Позднее официальный представитель МИД Ирана Бахрам Гхасеми объявил, что вылеты российской авиации завершились. "Это была конкретная операция, - сказал он. - Они прилетели, улетели и закончили ее".
"Гхасеми сказал, что вылеты российской авиации не предполагалось засекречивать, но страны договорились не объявлять о них публично, пока не будут достигнуты определенные цели (какие цели, он не уточнил). Он не исключил вероятности возобновления авианалетов, но не сказал, при каких условиях это возможно", - говорится в статье.
Издание замечает: "Когда российские военные объявили об авиаударах с территории Ирана, российское государственное телевидение пестрело кадрами боевых вылетов. Российские военные в пресс-релизах хвастались уничтожением объектов боевиков".
"Очевидно, для внутриполитических дискуссий в Иране это оказалось чем-то нестерпимым, - говорит Клифф Капчен (Eurasia Group). - То, каким образом российская сторона публично об этом сообщила, вызвало чрезмерную негативную реакцию, что четко отразилось в высказываниях Дехгана".
По мнению Капчена, краткосрочный характер договоренности, возможно, свидетельствует и о том, что интересы Ирана и России в регионе совпадают не полностью. "Например, хотя обе страны поддерживают Асада, считается, что Иран больше привержен идее сохранить власть Асада в рамках какого-либо политического урегулирования, призванного положить конец сирийскому конфликту", - говорится в статье.
Журналисты полагают: иранскому менталитету давно уже свойственны опасения перед вмешательством извне.