Вчера премьер-министр Владимир Путин встретился с заместителем Госдепартамента США Строубом Тэлботтом. Это первая их личная встреча после того, как недавние парламентские выборы подтвердили, что российский премьер является бесспорным фаворитом президентской гонки.
Руководствуясь чисто прагматическими соображениями, США предпочитают видеть будущим президентом России Путина, а не его главного соперника Евгения Примакова, для которого итоги парламентских выборов оказались неудачными, - пишет газета.
Ушли в историю те времена, когда США поддерживали молодых российских реформаторов, надеясь, что они будут проводить политику, отвечающую американским интересам. Опыт последних лет убедил Госдепартамент в том, что невозможно заставить большого русского медведя плясать под американскую дудку. Номенклатура подыгрывала США, чтобы обогатиться, а теперь она - и это один из уроков парламентских выборов - намерена упрочить свои позиции, прибегнув к традиционным российским рецептам.
В настоящее время задача Вашингтона заключается в том, чтобы обсудить с российской стороной - в более выгодном для себя ключе - соглашения по вооружениям, оказать давление на Москву, угрожая замораживанием кредитов, и максимально использовать преимущества нынешней политической ситуации в России в своих военных и экономических целях.
Согласно сведениям российских хорошо информированных источников, успех Путина не вызвал неудовольствия в Госдепартаменте США, где никогда не питали теплых чувств к Примакову. Бывший премьер и министр иностранных дел имел четкое представление о роли России в мире. К примеру, он хотел, чтобы Россия вновь играла роль посредника в деле ближневосточного мирного урегулирования и заняла традиционную проарабскую позицию.
В Европе Примаков поддерживал тесные контакты с немецкими, французскими и итальянскими социал-демократами, которые сделали на него ставку как соседи, заинтересованные в том, чтобы Россия стала европеизированным и более предсказуемым государством. В результате принятия в ЕС Батлийских стран - о такой перспективе говорили на европейском саммите в Хельсинки - два миллиона русских, которые проживают в Эстонии, Латвии и Литве, окажутся в Большой Европе. Это означает, что через 20-30 лет "русский вопрос" станет для ЕС очень актуальным - по крайней мере ЕС будет иметь с Россией общую границу и должен будет поддерживать с Москвой тесные отношения.
Откажется ли Россия от пережитков прошлого и установится ли там настоящая демократия - через 20 лет все это никак не скажется на жизни жителей Балтимора, но будет иметь важное значение для таких русскоязычных городов возможной Большой Европы, как Рига или Киев.
Тэлботт сообщил вчера Путину о желании Клинтона, чтобы будущие президенты России аккумулировали все то хорошее, что было накоплено в отношениях между двумя странами. Это похоже на поддержку со стороны Вашингтона нынешнего российского режима, который олицетворяет собой Путин. В Европе отдавали предпочтение политике Примакова, направленной на корректирование реформ, однако в который раз Россия продемонстрировала свою непредсказуемость и американцы первыми сориентировались в создавшейся ситуации.
Что касается двусторонних отношений, то, несмотря на заверения Путина, Договор СНВ-II в ближайшее время вряд ли будет ратифицирован российской Думой. В будущем Вашингтон и Москва надеются достичь договорености как в отношении Договора СНВ-III, так и по поводу внесения поправок в Договор по ПРО.