Палестинские выборы вычеркнуты из календаря событий, и никто об этом не сожалеет. По сути, никто в эти последние месяцы и не думал готовиться к проведению выборов. Выборы президента и обновление парламента были запланированы на 20 января, за восемь дней до проведения выборов в Израиле, но, вероятно, даже Арафат, сам назначивший эту дату, никогда всерьез не верил в их проведение.
Впрочем, Арафат все еще остается президентом. По меньшей мере, в глазах палестинцев, для которых раис - законно избранный руководитель. Даже внутренняя оппозиция, которая еще в мае могла воспользоваться все нарастающим стремлением населения к переменам, очень быстро поняла, что и эта возможность будет для нее потеряна.
Власти выдвинули неопровержимый аргумент для переноса сроков выборов на неопределенный срок: как можно проводить выборы в условиях военной оккупации? Как могут прийти на избирательные участки жители Газы, разделенной на три части израильской армией? А жители Западного берега реки Иордан? Как можно добраться до избирательных участков в Вифлееме, Тулькарме, Наблусе и других населенных пунктах в условиях комендантского часа?
Официальные разъяснения звучат еще более убедительно: что может в таких условиях обещать кандидат своим избирателям? Как они ему будут верить? И какой соперник может победить или просто соревноваться с Арафатом? Хотя, согласно данным центра в Восточном Иерусалиме, 83% избирателей обвиняют палестинские власти в коррупции и 50% сомневаются в серьезности реформ президента, выборы превратятся в референдум по интифаде. И ответ будет положительным. Поэтому Соединенные Штаты и Израиль не стали настаивать: переизбрание Арафата станет своего рода бумерангом, а, согласно заявлениям Буша, он видит будущее Ближнего Востока без помехи в лице исторического лидера ООП.
Официальный представитель Министерства иностранных дел Израиля Давид Саранга сказал: "Арафат приносит извинения, чтобы избежать ослабления своего режима в результате выборов. И если армия не покинет палестинские территории, то только лишь из опасения возобновления терактов". При этом со стороны Европейского союза слышатся слова понимания и солидарности с палестинскими властями. "Свободные выборы невозможны без свободы передвижения и с танками посреди улиц", - убеждены Хавьер Солана и Крис Паттен. Чтобы принять решение о новых сроках проведения выборов, палестинские власти требуют немедленного вывода танков, по крайней мере из зоны "А" - автономных районов, оккупированных прошлой осенью в качестве ответной меры на волну терактов в Израиле. "Когда вывод будет завершен, - говорит председатель парламента Абу Ала, - нам потребуется, по меньшей мере, сто дней, чтобы организовать выборы".
Палестинцам отводится роль наблюдателей на предстоящих израильских выборах, фаворитом которых является Ариэль Шарон, нынешний премьер, и его партия, несмотря на скандалы и подозрения в коррупции, скомпрометировавшие имидж партии и некоторых ее кандидатов.
Во вчерашнем номере Jerusalem Post была опубликована статья, в которой самым неожиданным образом характеризуется "Фатх". Поводом для того, чтобы называть эту организацию "талибской", послужила листовка, распространенная в Хевроне: "Отрежем ноги и руки ворам и похитителям". Угроза применить нормы шариата со стороны нерелигиозной группировки звучит, скорее, как реакция на рост преступности в населенном пункте, где нет полиции, и где действует комендантский час.
Израильские военные не занимаются грабежами и воровством, они арестовывают людей в форме и с оружием, включая агентов палестинской службы безопасности. Последнее ограбление, жертвой которого стал Фадель Абдин, член торговой палаты Хеврона, завершилось перестрелкой и резкими угрозами со стороны "Фатх" остановить "дестабилизацию внутренней палестинской безопасности" массовыми наказаниями. Но в эти угрозы никто не верит.