Корректно ли относиться к изображению Христа как к фотогафии человека, скрывающегося от правосудия? Восстанавливать его при помощи компьютерной технологии, применяемой в научных подразделениях полиции? Конечно, если брать в качестве основы изображение на Плащанице. Миллионы христиан верят, что это и есть настоящее лицо Христа, и многим известно, что зная возраст разыскиваемого, можно омолодить или состарить черты лица. Поэтому сегодня мы можем виртуально воссоздать лицо 12-летнего Христа, в этом возрасте он задавал вопросы и отвечал учителям Храма. Результат? Безмятежное лицо молодого человека, которому не дашь его 12 лет. Он может напомнить одного из персонажей Дюрера, возможно, он понравился бы Тициану. Виртуальное, но приятное лицо. Этот портрет сделали сотрудники полицейской лаборатории, применяя ту же компьютерную технику, что используется для состаривания изображений лиц, скрывающихся от правосудия или пропавших без вести. "Прекрасный вариант", - говорят эксперты.
Подобного рода эксперименты ничего не доказывают, но привлекают внимание к неизвестным периодам жизни Христа. За несколько часов до Рождества стоит напомнить, что Новый Завет составлялся таким образом, что основное значение придавалось смерти и воскресению Христа, и лишь Евангелия от Матфея и Луки говорят о его рождении. Лука знакомит нас с минимальными подробностями "скрытой жизни" Иисуса, иными словами - с теми почти 30 годами, которые отделяли его от пришествия в Вифлеем (и последующего распятия) и от первого официального акта - крещения в Иордане.
Три десятилетия молчания, которые прерываются лишь нашей реконструкцией его возможной работы с отцом плотником и эпизодом встречи с учителями Храма. Евангелие от Луки (2,41) напоминает, что каждый год Мария и Иосиф ходили в Иерусалим на праздник Пасхи и в один из таких дней Иисус, как кажется, потерялся, оставив в смятении Марию и Иосифа, которые через три дня поисков нашли его, беседующего с учителями, в Храме. Несмотря на то что ему было всего 12 лет, все слушавшие дивились его разуму и ответам (2,47).
Теологи по-разному трактовал данный факт, но, естественно, в Евангелии не было описания юноши, ничего не говорилось о чертах лица, об одежде, о волосах. Знание, которым он обладает, его ответ обеспокоенным родителям (Зачем вам было искать меня? Или вы не знали, что мне должно заниматься делами отца моего?) дает представление о его миссии, но не о его внешности.
Подобно тому, как изображение Рождества Христова от века к веку пополнялось новыми действующими лицами, с волом и ослом, которые уже упоминались предсказаниях Ветхого Завета, лик Христа стал самым часто изображаемым лицом всех времен.
Каким был Иисус в Храме? Юношей с великолепным лицом, как его изобразил Джотто? Или с босыми ногами и указательным пальцем правой руки, поднятым к небу, как видел его Гюстав Доре? А позднее его кожа приобрела оливковый оттенок, как думал Пазолини,или он приобрел нордические черты и белокурые волосы, каким изображали его фламандские художники?
Эпизод в Храме свидетельствует о том, что он без труда выражал свои мысли, в отличие от Моисея, который был заикой. Он был беспокойным подростком, поскольку именно таким он представляется в одном из стихов Марка, когда родители подумали, что он сошел с ума (3,22).
По некоторым аспектам легче составить психологический, нежели физический портрет Христа. Иезуит Дованни Маркези в своем труде "Иисус из Назарета - кто ты?" рассматривает проблему самосознания и задается вопросом об исторической точности его жизнеописания или такими вопросами: "Знал ли он, что он Бог?"
Легче ответить на эти вопросы, чем узнать, какого цветы были его волосы. В общем, мы не должны забывать, что Евангелия были написаны, чтобы ответить на вопросы, отличающиеся от наших, и, конечно же, не учитывают современного менталитета, в котором огромную роль играет внешность человека.