То, как Россия и Запад отреагируют на результаты повторных президентских выборов на Украине, определит тон их дальнейших отношений. И Россия, и Запад должны стремиться к сохранению целостности Украины любыми путями. Никто из них не должен оказывать чрезмерное давление. И каждый должен стремиться сохранить с другим хорошие отношения.
Выполнение этих принципов будет сложнее для России. Однако президент Владимир Путин, похоже, начал смиряться с вероятностью проигрыша своего фаворита, Виктора Януковича, Виктору Ющенко, с которым Путин, по его собственному заявлению, готов сотрудничать. После переговоров с Герхардом Шредером на этой неделе Путин занял более примирительную позицию. Он заявил, что готов к диалогу с Германией и ее европейскими партнерами по Чечне, и пообещал ускорить выплату долга Германии и другим правительствам-кредиторам.
Однако тот факт, что российский президент решил пойти на эти уступки немецкому канцлеру, иллюстрирует нервозность в общих отношениях Кремля с ЕС. Ибо российские лидеры склонны быть политическими снобами. Будучи крупнейшей страной в мире, вооруженной ядерным оружием, Россия не питает симпатий к постмодернизму ЕС, который подчеркивает равное положение стран. Если она и хочет иметь отношения с ЕС, то только особые. Лидеры крупных государств ЕС, в целом, были рады ответить взаимностью, когда Россия выделила их из общего числа.
К счастью, Украина стала пробуждающим звонком в Европе и США, где антидемократические шаги Путина и его вмешательство в дела соседних государств, казалось, не отразились на экранах радаров администрации, занятой Ближним Востоком. Потому что польза от Путина, как от союзника Вашингтона в войне с террором, нивелируется, если его политика дестабилизирует соседей России. Это должно быть очевидно Кондолизе Райс, которая в следующем месяце получит шанс реализовать на практике свои обширные познания о России на посту госсекретаря США.
Запад не может игнорировать Россию и должен вовлекать ее в диалог, но это отвечает и интересам Москвы.
Европа нуждается в российских газе и нефти, но пока является единственным клиентом российских трубопроводов. Запад помогает России уничтожать ее атомные отходы и избыточное ядерное оружие, но Россия и сама не хочет быть экологическим хаосом и базаром ядерного оружия. Европейцы нуждаются в поддержке Россией своих дипломатических усилий по прекращению Ираном ядерной программы, однако Москве тоже не нужен ядерный сосед на юге.
Если Путин в состоянии увидеть удовлетворение интересов России в сотрудничестве с Западом в этих вопросах, он должен также понимать, что идея об исключительно российской сфере влияния более не соответствует интересам Москвы, если вообще когда-либо соответствовала. И России, и Западу пойдет на пользу процветание Украины через лучшие отношения с Востоком и Западом.