Трудно винить президента России Владимира Путина в том, что он думает, что возврат России к авторитарным корням сойдет ему с рук. Не успел Путин справиться с насильственной продажей - если не сказать захватом - подразделения нефтяной компании ЮКОС, которое в воскресенье приобрел некий таинственный покупатель за половину его настоящей цены, как его уже чествовал канцлер Германии Герхард Шредер - Путин два дня был с визитом в Германии. Вопиющее пренебрежение законами и правами собственности, демонстрируемое этим бывшим агентом КГБ, были восприняты как мелочь.
Чтобы не оказаться на вторых ролях, президент Буш на пресс-конференции в понедельник сказал представителям Всемирной торговой организации: "Я сказал Владимиру, что мы будем работать над условиями вступления России".
Германия, которая импортирует большую часть нефти и природного газа из России, по крайней мере, имеет веские исторические и экономические основания умащивать Путина.
Во время визита в Германию Путин выступил со встречным приглашением и предложил Шредеру посетить Москву в 60-летнюю годовщину окончания Второй мировой.
Позиция Буша озадачивает больше, потому что у него нет таких стимулов, чтобы угождать Путину. Он говорит, что установил "хорошие личные отношения" с Путиным, но при этом непонятно, что он, собственно, выигрывает от этих якобы хороших отношений. Осуждая попытки Америки помочь свободным выборам на Украине, Путин заявил, что влияние Вашингтона за пределами США граничит с "диктатурой". Сейчас Путин несколько смягчил свою позицию по Украине, заявив, что с уважением отнесется к выбору граждан, если в выборах победит Виктор Ющенко.
Внутри страны Путин тоже слегка переборщил, хотя тут он едва ли пойдет на попятный. Его вендетта против ЮКОСа и его основателя Михаила Ходорковского разрушает репутацию России среди иностранных инвесторов, и это не сулит будущему экономики страны ничего хорошего. Хотя бы по этому вопросу Белый дом отчетливо высказался во вторник, выразив сожаление в связи с незаконной продажей дочерней компании ЮКОСа. Буш проявил бы мудрость, сделав еще один шаг в этом направлении - ему стоило бы связать стремление России вступить в ВТО с необходимостью уважать законы. В конце концов, это тот самый случай, когда влияние нефтяного лобби в Белом доме могло бы действительно принести какую-то пользу. Во время их недавней встречи в Чили Буш высказался на тему наступления Путина на демократию, но едва ли он мог бы этого избежать.
Путин, помимо прочего, уничтожил свободу прессы, превратил российский парламент в послушный инструмент, лишил власти местных губернаторов, вмешался в ход выборов на Украине и начал планомерно избавляться от всякого подобия свободного предпринимательства. Организация Freedom House, занимающаяся наблюдением за демократическими процессами, недавно поместила Россию в категорию "несвободных" стран.
Госсекретарь США Колин Пауэлл недвусмысленно осудил вмешательство России в украинские выборы. Путин в этот раз не смог столкнуть лбами Европу и США. Когда на место Пауэлла придет кремленолог по образованию Кондолиза Райс, она должна не только осуждать поведение Путина за пределами страны, но и твердо отстаивать идеалы демократии и экономические свободы внутри России.