Мать убитого студента из Перу винит расизм, угрожающий иностранцам в городах
После того октябрьского дня, когда он пошел прогуляться в лес в Воронеже, университетском городе в 290 милях от Москвы, 18-летний Алекс Алайя по большей части предпочитает поспать в своей комнате. Он, еще один студент из Перу Энрике Хуртадо и их русские друзья только что расположились на поляне, когда 13 молодых людей напали на них сзади и начали избивать палками и металлическими прутьями. "Я их не видел, только чувствовал удары", - сказал Алайя.
Его друга, 19-летнего Илью Швирова ударили по голове бутылкой. "По голове у меня текла кровь, - сказал он. - Они ничего не сказали, только кричали на нас". Когда нападавшие убежали, Хуртадо остался лежать лицом вниз с двумя ножевыми ранами бедра. Швиров бросился к нему.
"Я спросил "слышишь меня?", и он кивнул, - сказал Швиров. - Он стонал и повторял испанское слово, которое я не мог разобрать". Хуртадо умер по пути в больницу от потери крови. "Это мог быть кто угодно. Они охотились на иностранцев, вот и все".
Нападения по расовым и национальным мотивам участились по всей России, от Владивостока до Петербурга. В прошлом году, по данным Московского бюро по правам человека, было совершено 44 убийства по расовым мотивам, а опросы показывают, что у 70% россиян "негативное" отношение к иммигрантам.
За последние 20 месяцев были убиты двое из примерно 1,8 тыс. иностранных студентов в Воронеже. За последние четыре года число преступлений против иностранцев выросло в городе в четыре раза: с января их совершено 106 - от кражи до убийства.
Сосед Алайи по комнате Карл Озири, 22-летний нигериец из Лондона, приехавший на семь лет изучать хирургию, вспоминает, что слышал о 24-летнем Амаро Антонио Лимо, студенте-медике из Гвинеи-Бисау, которого в феврале зарезали три местных жителя. "Когда я услышал об этом, я не поверил, - сказал он, сидя в комнате своего друга из Либерии Фреда, которому во время такого же нападения выбили два передних зуба. - Я подумал: они нас бьют, но не убивают. Но потом я вышел и увидел кровь на тротуаре. Я больше никуда не хожу. Я сижу у себя в комнате или у Фреда".
После нападения воронежские студенты стали выходить на улицы, перекрывать дороги и заставили местные власти усилить милицейскую охрану. "Мы им нужны, им нужны наши деньги, - сказал Озири. - Нас называют обезьянами, но африканцы к этому привыкли".
Прокурор Воронежской области Александр Пономарев сказал, что число нападений на иностранцев растет вместе с общим ростом преступности. Он назвал отсутствие возможностей причиной ксенофобии среди молодежи.
Родители Хуртадо в понедельник приехали в Воронеж и предложили поставить памятник жертвам расизма. Они также планируют подать против российского правительства иск на 3 млн евро. Выступая по телевидению, его мать Дора сказала: "В мире Россия стала ассоциироваться с расизмом".
В прошедшие выходные до тысячи человек участвовали в Москве в марше протеста против роста расизма и экстремизма.
В Воронеже, где средняя зарплата 80 фунтов в месяц, иностранных студентов зачастую считают богатым меньшинством, а в последнее время враждебность нашла политический выход. Националистическая партия "Родина" одержала триумфальную победу на выборах в местный парламент. "Даже после манипуляций властей с голосами мы получили 22%", - заявил член парламента от "Родины" Юрий Анохин.
Высокопоставленный источник подтвердил Guardian распространенное подозрение, что Кремль создал "Родину" с целью отобрать у компартии голоса националистов. Партия отрицает, что ей присущи расизм и ксенофобия. Анохин, имеющий награды за войну в Чечне, заявил: "Некоторые из избитых иностранцев торговали наркотиками". Он добавил, что Хуртадо тоже, возможно, торговал наркотиками, но признал, что не расследовал это утверждение. "У местной безработной молодежи уже сложилось мнение, что все черные торгуют наркотиками", - отметил он.
Однако "Родина" потерпела неудачу на декабрьских выборах в Мосгордуму - телевизионный ролик, в котором русских призывали "очистить улицы от мусора", подразумевая мигрантов из Азербайджана, привел к тому, что партию сняли с выборов. Она, несомненно, заняла бы второе место, после путинской "Единой России".
Воронежская борьба с национализмом - это лишь один пример страхов, связанных с фашизмом в России. В канун 60-летия победы СССР над нацистской Германией в государственных СМИ не было недостатка в материалах о подъеме ультраправых в России. Кремль создал молодежное движение "Наши", чтобы противостоять этой угрозе.
"Родина", между тем, стала жертвой собственного успеха. Через четыре месяца после ее создания в 2003 году партия, получившая достаточно эфирного времени, набрала 9% голосов. Культивируя страх возрождения фашизма, Кремль надеялся улучшить имидж властей как толерантных и умеренных. "Кремль создал соломенное чучело, чтобы убить его на глазах электората", - заявил Дмитрий Тренин, заместитель директора московского Центра Карнеги. Но он добавил, что "Родина" начала привлекать людей "действительно оппозиционных. Они против кумовского капитализма, против того, за что выступает Кремль".
Он отметил, что, хотя лидер "Родины" Дмитрий Рогозин остается лояльным Кремлю, кое-кто в партии является "протофашистом".
В Воронеже 19-летний Андрей снимает вязаную шапку с бритой головы. "Когда видишь русскую девушку с негром, становится стыдно за нашу культуру, за нашу идеологию. Они думают, что могут здесь за свои деньги мусорить повсюду, что они лучше, чем мы. Нам не нужны неславяне в России, мы хотим видеть ее чистой и белой". Он сказал, что российские скинхеды временами сливаются с футбольными хулиганами, подражающими британцам. "Самые классные - "Равзбойз", - сказал он. - Они не курят и не пьют, только ходят в спортзал".
Другие группировки - это "Белый патруль", "Витязи", "SS" и "Бунтари". "Все это ребята из хороших семей, здоровые, образованные. Они не маргиналы. Пол-университета думает так же", - сказал Андрей.
Андрей, брат которого во время службы в армии погиб в Чечне, сказал, что не нападал на иностранцев, но добавил: "Теперь они напуганы и потихоньку начинают уезжать. Когда мы убьем следующего, уедут все".
Контекст
Две из четырех крупнейших в России политических партий - националистические. Либерально-демократическая партия, которую возглавляет ультранационалист Владимир Жириновский, созданная в 1990-е годы, набрала около 11% голосов на парламентских выборах 2003 года. "Родина", созданная Кремлем за четыре месяца до выборов, набрала 9%. "Родина" имеет более четкую и динамичную программу, которая привлекает молодежь, она также обращает свой гнев против российских монополий.
Национал-большевистскую партию (НБП), молодых активистов во главе с Эдуардом Лимоновым, часто ошибочно принимают за фашистов, хотя она придерживается ультралевых взглядов.
Экстремисты включают в себя различные группировки скинхедов. Правозащитники утверждают, что эти группировки растут, хотя представляемая ими угроза не поддается количественному выражению.