Год назад страны Центральной Европы отменили у себя пограничный контроль, пишет еженедельник Die Zeit. Казалось бы, есть чем гордиться: миром, свободой, благосостоянием. Но кое о чем европейские политики предпочитают умалчивать – об обращении с европейцами, которые "живут по ту сторону шенгенского забора и хотят познакомиться с Европой".
Если кому-то из них придет в голову съездить на пару дней в Лондон, Париж или Вену, то ему предстоит собирать многочисленные справки и неделями ждать визу, в которой ему вполне могут отказать без объяснения причин. Автору статьи Штефану Апфлю известно множество подобных историй.
Если в ЕС Шенген отождествляют с безопасностью и удобством в пересечении границ, то за его пределами он "слишком часто является символом унижения и ограничения свободы передвижения, за которую люди из стран бывшего восточного блока так долго боролись". Вместо торжества закона и прозрачности процедура выдачи виз часто оборачивается "произволом, некомпетентностью и коррупцией", с сожалением отмечает Апфль. "Как это возможно? - вопрошает он. - Почему именно Евросоюз, оплот свободы, породил пограничный режим, напоминающий распорядок выезда ГДР?"
В Брюсселе утверждают, что барьеры – это преграда для организованной преступности и нелегальных гастарбайтеров. Но страдают от них те, в ком ЕС видит будущее Европы: студенты, предприниматели, журналисты, деятели искусства. Зато преступникам и гастарбайтерам, как показывает опыт, визовый режим – не помеха. Поэтому на Западе "возникает впечатление, что из Восточной Европы прибывает один лишь сброд".
Каков же выход из этого положения? Бывший уполномоченный ЕС по Балканам Эргард Бузек знает ответ на этот вопрос: необходимо отменить визы для граждан восточнобалканских стран, а также обеспечить льготный режим для Украины, Молдавии и кавказских государств. Европа должна отказаться от стереотипов, будто все одинокие украинки – проститутки, а студенты из Косово – магазинные воры. "Ведь пока шенгенский режим ежедневно издевается над людьми, в европейский лозунг о мире, свободе и благосостоянии верится с трудом", - заключает автор.