С приходом Барака Обамы весь мир связывал огромные надежды, однако к концу 2009 года его популярность - более чем скромная, пишет El País. Взлет его популярности вызван облегчением от ухода Буша и потребностью в ком-то, кто спасет США и мир от кризиса, тогда как быстрое падение связано с вынужденным столкновением с жестокой реальностью. Но, как подчеркивает обозреватель Мигель Бастеньер, есть и структурные причины, неизбежные для всякого президента.
Буш рассматривал встающие перед ним проблемы так, будто абсолютная однополярность, считавшаяся неизбежным следствием распада СССР, была чем-то постоянным. Обама же говорит так, будто уже смирился с этой дефективной однополярностью или зарождающейся многополярностью, однако на практике его действия не дотягивают до его обещаний. Столкнувшись с целой связкой унаследованных конфликтов, 44-й президент США предпочел разбираться с ними всеми одновременно, не придав особого значения главной проблеме - борьбе с кризисом. В результате общественное мнение настраивается против всей деятельности президента, принесшей, тем не менее, скромные, но существенные успехи.
"Соединенные Штаты - движущаяся к закату, но не ослабевающая империя: сегодня она не стала меньше, чем несколько десятилетий назад, ее доля в мировом ВВП сохраняется на уровне 22-23%, ее армия в состоянии разбить армии всех стран вместе взятых. Но приходят другие. Если полюсов становится больше одного, если гегемония по сути негативна, то потому, что мировое сообщество устраивал pax americana, когда не надо было проливать собственную кровь. США, как и империи прошлого - английская или испанская, - не специализируются на понимании мира; их политики не говорят на других языках, не считают необходимым понимать другие реальности, но это невежество в условиях глобализации и развития коммуникаций гораздо более преступно, чем в XVI веке. Обама - другой, он все это понимает и стремится выработать жизнеспособную и эффективную политику, избегая прежних безжизненных авантюр", - подчеркивает Бастеньер. Его цель - Иран без ядерного оружия, с которым, тем не менее, общаются на равных; достойный мир в Палестине; восстановление экономики без преступных перегибов. Однако, отмечает в заключение автор статьи, "быть реалистом сегодня - значит просить невозможного".