После решения российского президента Владимира Путина помиловать своего заклятого врага Михаила Ходорковского почти весь мир спрашивает себя: "Почему сейчас?" - пишет Кэрол Дж.Уильямс в The Los Angeles Times.
Очевидно, Путин хочет обелить свою репутацию в вопросе о нарушении прав человека накануне зимних Олимпийских игр. "Но вопрос "почему сейчас?" лучше задать Ходорковскому, который упорно отказывался торговаться за свою свободу с помощью прошения о помиловании", - считает Уильямс.
"Путин контролирует большую часть СМИ и может запугать, по всей видимости, все еще сохраняющих независимость журналистов или манипулировать ими, если Ходорковский попытается публично выступить против него. Но заставить замолчать Ходорковского в условиях пристального внимания СМИ, которое будет приковано к России во время Олимпиады 7-23 февраля, может оказаться не так просто, как себе это представляет кремлевский лидер",- полагает автор.
"Так почему сейчас? Ходорковский освободился бы в августе и смог бы сохранить статус нераскаявшейся жертвы страдающего манией величия лидера", - продолжает Уильямс.
"На первый взгляд, помилование Ходорковского представляется довольно ловким шагом, который выведет из равновесия критиков Путина накануне Игр в Сочи", - считает директор RAND Center for Russia and Eurasia Эндрю Вайс. Вайс говорит, что помилование, возможно, отражает тот факт, что "широкая публика в России почти совсем не интересуется политикой" и что среднестатистический россиянин уверен в том, что Путин останется у власти столько, сколько захочет.
Время покажет, удалится ли Ходорковский из фокуса внимания СМИ, но это будет не в характере человека, который 10 лет отказывался уйти со своих позиций репрессированного противника, рассуждает Кэрол Дж.Уильямс.
В Москве есть мнение, что слухи о планах Кремля завести третье уголовное дело против Ходорковского до его выхода на свободу в августе могли стать завершающим ударом, "сломавшим" его, отмечает автор со ссылкой на запись Moscow News в Twitter.