Белорусский диктатор не хочет Майдана в своей стране и негативно воспринял аннексию Крыма. Теперь он укрепляет экономические связи с Киевом, но не присоединяется к санкциям против Москвы, пишет Анна Зафесова в статье, опубликованной в газете La Stampa.
В ходе противостояния между Россией и Украиной Александр Лукашенко сумел не только превратиться из "последнего диктатора Европы" в политика, в котором нуждаются как Москва, так и Брюссель, в хозяина дома для мирных переговоров в Минске, но и увеличить свои доходы, экспортируя в Россию продовольственные товары, попавшие под санкции Путина. Ловкий белорусский президент отдает себе отчет в том, что он не сможет сохранить "равноудаленность", особенно после того, как Москва обвинила его в "контрабанде" и запретила в наказание импортировать белорусское мясо. Поэтому Лукашенко объявился в Киеве, где заверил своего украинского коллегу Петра Порошенко в своей исключительной солидарности. "Хочу заверить, что так же, как и по политическим вопросам, мы абсолютно прозрачны, абсолютно искренни, и, если только мы можем где-то вместе или мы что-то можем сделать для Украины, или мы увидим, что Украина может для нас в экономической части что-то сделать, мы об этом скажем прямо и откровенно. Но в данном случае вы на нас абсолютно можете рассчитывать... И я вам сказал: мы что-то сможем для вас сделать, позвоните, скажите, что вот это и это надо сделать, надо подключиться к тому, другому процессу, и я вам просто гарантирую: если вы примете решение, как вы уже заявили, продолжить диалог в Минске, надо будет на минской площадке что-то обсудить, вы знаете, что у вас там есть друзья и мы всегда готовы выполнить любое ваше поручение", - заявил президент Лукашенко.
"Такое выражение поддержки вряд ли доставит удовольствие России, где Лукашенко всегда считали союзником неудобным, дорогостоящим, но преданным. Но с началом украинского кризиса Минск оказался еще более неудобным: он не аплодировал аннексии Крыма, не поставил под сомнение легитимность революции Майдана и свержение Януковича, не присоединился к российским санкциям против Запада, но никогда не прерывал торговли и отношений с Украиной. В эти дни он унизил русских, приказав перейти на доллары и евро в торговле с соседями, по которым ударило обесценивание рубля", - пишет автор статьи.
"Украина ищет в Белоруссии замену российских товаров. Лукашенко готовится воспользоваться случаем, чтобы расширить с соседями сотрудничество в сфере военной промышленности для производства продукции, предназначенной, в том числе, и для российского рынка. Последний больше не может по политическим мотивам делать закупки напрямую на Украине целой серии компонентов, имеющих первостепенное значение для арсенала Москвы", - пишет корреспондент.
"Помимо выгод, предоставляемых положением "моста" между двумя воюющими странами, Лукашенко предпочел отдалиться от Москвы и по политическим мотивам. Крым стал тревожным звоночком, напугавшим всех друзей Москвы. И тот факт, что Лукашенко сменил министра обороны, русского по национальности, на белоруса и начал реформу армии, был расценен многими аналитиками как стратегия, направленная на то, чтобы помешать прибытию "зеленых человечков" с востока. В ответ на путинские идеи стать защитником всего "русского мира" белорусский президент вновь заговорил на белорусском языке, хотя на протяжении многих лет навязывал русский как политический язык и язык повседневного общения", - отмечается в статье.
Многие годы белорусы были убеждены, что белорусская нация, как и белорусский язык, были просто "недоразумением", которое следует исправить. Но время идет, и, согласно независимым опросам, уже четверть подданных Лукашенко готовы взять в руки оружие, чтобы защищаться в случае возможной русской экспансии. 45% белорусов против открытия в 2015 году российских баз ВВС, три четверти опрошенных против того, чтобы российские войска использовали белорусскую территорию для транзита в случае широкомасштабной войны с Украиной. Но речь не идет о повороте к Европе: согласно опросам, ЕС вызывает еще меньше симпатий, чем Россия, пишет корреспондент.
"Чтобы спокойно править еще 20 лет, "Батька" должен не дать белорусам повода для организации Майдана в Минске и оставаться единственным "отцом" своей страны, избегая предложений об "усыновлении" со стороны Москвы", - пишет автор статьи.