Такие режиссеры, как Генриетта Яновская, Анатолий Васильев или Юрий Любимов продолжают оставаться хранителями традиций художественного театра. Будущее российской культуры омрачают финансовые трудности и политика администрации Путина.
Каждый за себя! Если еще 10 лет назад московские театры демонстрировали цеховую солидарность, день ото дня становились все более политизированными, то теперь московская театральная сцена все больше становится похожей на скопление разнородных частиц. Вместе с тем, ситуация в московском театральном мире ?нормализовалась? в том смысле, что большие театры и их руководители занимаются лишь постановкой своих спектаклей, поиском финансовых средств и организацией зарубежных турне. Таким образом, в среде этой театральной интеллигенции, которая в годы перестройки принимала самое активное участие в политических дебатах, не нашлось никого, кто бы поднял свой голос против войны в Чечне, кто бы выразил обеспокоенность в связи со скатыванием Путина к авторитаризму или нападками на свободу слова. Как будто ?политика? перестала интересовать театральных деятелей. Они просто отсиживаются в своих убежищах, когда не хотят идти на уступки новой власти.
В свои 84 года, Юрий Любимов, главный режиссер Театра на Таганке, ставшего во времена СССР центром морального и гражданского сопротивления, соглашается с тем, что ?в настоящее время сложилась плохая атмосфера?. Он говорит, что у него вызывают сильное беспокойство угрозы, нависшие над НТВ, национальным оппозиционным каналом, над которым Кремль пытается установить свой контроль. Но в январе 2000 года великий театральный деятель, лишенный в 1983 году советского гражданства, принял участие во встрече представителей ?творческой интеллигенции?, организованной в поддержку кандидата Владимира Путина, бывшего сотрудника КГБ, только что назначенного на пост временно исполняющего обязанности президента. Вместе с ним в этой встрече приняли участие такие деятели, как Марк Захаров, театральный постановщик, пользующийся особым расположением Кремля, или певица Людмила Зыкина, фанатичная почитательница любого режима.
Стремясь преуменьшить значение этого эпизода, Юрий Любимов утверждает сегодня, что он никогда не подписывал письма в поддержку Владимира Путина, ?который говорит одно, а в действительности, делает другое?. ?Ко мне часто обращаются с просьбой вмешаться в какой-либо политический конфликт. Я являюсь членом попечительского совета НТВ. Но я не занимаюсь политикой. Моя жизнь - здесь, в моем театре?, - уточняет он. Вернувшись в 1989 году из Великобритании, он нашел свой театр совершенно обескровленным. За последние же годы театр порадовал зрителей большим количеством спектаклей, запрещавшихся советской цензурой. Речь идет, например, о ?Мастере и Маргарите? Булгакова, или ?Добром человеке из Сезуана? Брехта.
Большой оптимист, Юрий Любимов называет совершенно не реалистичными планы министерства культуры в области драматургии. Несколько недель назад министр культуры Михаил Швыдкой пригласил к себе театральных деятелей и в ходе беседы с ними выразил сожаление по поводу того, что театры не ставят современных пьес.
Он сообщил о планах проведения конкурсов (можно провести аналогию с ?государственным заказом? в советские времена) и о том, что самые ?достойные? произведения будут рекомендованы для постановки в театрах. Любимов, принявший участие в этой встрече, заявил, что ?никто никогда не обязывал его ставить пьесы, ни во времена СССР, ни сейчас?.
В министерстве культуры подтвердили информацию о том, что в ближайшее время будет объявлен конкурс на постановки по теме ?армия, флот и органы безопасности? под названием ?Честь, долг и слава?. Один из координаторов конкурса Вадим Лакшин пояснил: ?Это вполне нормально, что государство занимается пропагандой своих силовых структур?, сославшись при этом на опыт киностудий Голливуда. Он также сказал, что этот проект поддержали ФСБ и налоговая полиция, которым поручено организовать премиальный фонд и оказать помощь авторам. ?У нас в России 600 государственных театров, и мы надеемся, что с 2002 года театры будут ставить пьесы, отмеченные в ходе конкурса?, - отметил Лакшин.
Директор молодежного театра МТЮЗ Генриетта Яновская, занимающая эту должность с 1987 года, представила на Фестивале в Авиньоне в 1998 году великолепную постановку ?Грозы? Островского. По ее словам, она никогда не слышала о таких грандиозных проектах министерства культуры. Она слишком занята проблемами выживания этого одного из лучших московских театров и постановками на его сцене ?не коммерческих спектаклей, помогающих познавать мир и рассказывающих о человеческом общении?. Вместе со своим мужем, постановщиком Камасом Ганкасом, автором великолепной инсценировки рассказа Антона Чехова ?Черный монах?, она никогда не прекращала заниматься политическим театром, в широком смысле. Пристально наблюдая за нынешними битвами за демократию, Генриетта Яновская говорит, ?что она ушла с головой в творческую работу. Конечно, на фоне того, что происходит вокруг НТВ, я начинаю ощущать, что отношение к культуре и искусству вот-вот изменится. Я испытываю страх перед войной в Чечне. Но, я также боюсь до конца сформулировать то, что у нас происходит? - говорит она.
До середины 80-х ей крайне редко позволяли ставить спектакли. Директор ТЮЗа освободилась от прошлого, от реалий ?Советского Союза, ломавшего кости и души?. Теперь, основным для нее является возможность продолжать само выражаться, несмотря на материальные трудности. В условиях городского финансирования, достаточного лишь для выживания, и нерегулярных доходов от турне и участия в зарубежных фестивалях, МТЮЗ живет очень скромно. Часть помещений театра сдается коммерческим структурам, ?не барам и не казино?, уточняет Яновская. Она говорит, что не умеет находить спонсоров.
Совсем иной политики придерживается Олег Табаков, назначенный в июне 2000 года директором легендарного МХАТа. Он громогласно объявил о создании ?клуба друзей?. К сегодняшнему дню, нефтяная компания ?Юкос? и один инвестиционный банк обещали передать театру почти миллион долларов. Однако многие обеспокоены творческим будущим театра, которым на протяжении последних 30 лет руководил великий театральный постановщик Олег Ефремов, умерший в 2000 году. Олег Табаков пользуется в России большой популярностью и является преданным сторонником Путина. Он обещает ?омолодить и изменить? репертуар театра. В конце февраля МХАТ представил премьеру современной пьесы ?Девушки Битлов?: отвратительная постановка, нечто среднее между нравоучительным спектаклем, бульварной пьесой и мюзикхоллом.
Другие театральные постановщики могут сегодня радоваться тому, что они добились своего. У Анатолия Васильева, проработавшего много лет в театре при художественном училище на Поварской улице, где он поставил всего несколько спектаклей для небольшой группки своих преданных почитателей, в мае этого года будет новый театр. На Сретенке, на месте бывшего кинотеатра ?Уран?, появилось здание, построенное по эскизам Олега Попова, архитектора-декоратора театра Васильева (два зрительных зала, восьмиугольная башня со стеклянной крышей). Строительные работы начал предприниматель, а завершила мэрия Москвы. Создание Центра Мейерхольда Виталия Фокина, напротив, финансировалось исключительно за счет негосударственных фондов. Анатолий Васильев утверждает, что его совсем не интересует политика, и что он ?даже не заметил? прихода к власти Владимира Путина. Васильев говорит, что иногда ему ?ужасно стыдно. Мне стыдно за то, что город мне построил театр. Почему мне, а не кому-то другому?? Петр Фоменко, театральные постановки которого отличаются благородством и открытостью, вынужден, в свою очередь, довольствоваться двумя скромными залами в здании старого кинотеатра.