Автор статьи - Стюарт А. Херрингтон, полковник в отставке, специалист по контрразведке, автор книги "Предатели среди нас: мир охотника на шпионов"
Что происходит? Арестован агент Федерального бюро расследований, обвиняемый в шпионаже в пользу России?
Американцев можно простить за то недоумение, которое они испытали в связи с воскресным арестом агента ФБР Роберта Филиппа Хансена. В конце концов холодная война закончилась десять лет назад и об "Империи Зла" сохранились лишь смутные воспоминания. Российская демократия, хотя и далекая от джефферсоновской, просуществовала почти десятилетие, в течение которого Москва получала от США значительную экономическую помощь и крупные кредиты. Значит, у России нет уважительных причин шпионить, верно?
Неверно. Арест Хансена - своевременное напоминание о том, что мир, в котором мы живем, некогда идеалистично описанный, как отражение "Нового мирового порядка", остается недружелюбным местом. Пока у стран существуют интересы безопасности, и пока профессиональные разведчики занимаются своим ремеслом, ловят уязвимую жертву, которую может подтолкнуть к предательству жадность, самомнение или убеждения, шпионаж будет оставаться одной из характеристик мирового пейзажа.
Рассмотрим нынешний случай. Шпион, по всей видимости, добровольно предложил Москве свои услуги 15 лет назад, в последнее десятилетие Холодной войны. Стоило Хансену перейти Рубикон шпионажа, так сказать, у него не было пути назад. Коммунисты лишились власти в Москве, но КГБ, переименованный в СВР, продолжает служить новым элитам страны.
Принимая во внимание 70 лет враждебного отношения к Западу + значительную порцию традиционной российской ксенофобии, разумно предположить, что московское разведывательное сообщество преодолеет свою паранойю и позволит таким полезным шпионам, как Хансен уйти в отставку? Едва ли.
Работавшие с Хансеном офицеры, переживающие по поводу унизительной немощи России и возможно осмелевшие, когда к власти пришел бывший офицер КГБ Путин, заставляли своего агента работать. Хансен, который, как утверждается, сам сообщил своим российским сообщникам о давнишнем желании стать двойным агентом, вряд ли мог уйти в отставку. Начав шпионить, такие агенты становятся беззащитными перед шантажом, которым российские разведслужбы, как известно, пользуются в качестве средства влияния в крайних случаях.
Что касается мотивов России, не вредно было бы напомнить, что с точки зрения Москвы, положение Америки как самозванной и единственной уцелевшей сверхдержавы не может представлять собой что-либо, кроме угрозы. Стоит ли упоминать о нынешних дебатах по поводу новой ПРО (которая с точки зрения россиян является "дочерью СОИ"), о нашей жесткой позиции в отношении сербов - традиционных российских союзников - и о дискуссиях о расширении НАТО до границ России-матушки?
В девяностых годах я совершил несколько поездок в Россию, и мои российские коллеги-разведчики много раз заявляли о своей абсолютной убежденности в том, что Михаил Горбачев был агентом ЦРУ, которому было дано задание разрушить Советский Союз. Может быть, Холодная война и кончилась, но "Молчаливая война" между российскими и американскими разведывательными органами не ослабевает ни на минуту. Может ли разумный американец предположить, что разведывательное сообщество США перестало вербовать агентов в России, чтобы получать информацию о продаже ядерных материалов безработными российскими физиками-ядерщиками потенциальным исламским террористам?
Директор ФБР Луис Фри сказал, что предательство Хансена было выявлено в ходе проведения институциональной контрразведывательной инспекции, внутренней контрольной операции, которую, по всей видимости, начали проводить после того, как во второй половине девяностых были раскрыты предательства офицера Центрального разведывательного управления Олдрича Эймса и агента ФБР Эрла Питтса. Создается впечатление, что ФБР знало о возможном существовании шпиона, обнаруженного впоследствии так, как описывал Фри.
Увеличившее с 1992 г. численный состав контрразведки почти в пять раз (с 224 до 1025 агентов), ФБР достойно похвалы за повышение своей внутренней контрразведывательной мощности. Пока "Новый мировой порядок" - это лишь время повышенной угрозы традиционного шпионажа, экономического шпионажа, кибератак на инфраструктуру нации и террористических актов. "Молчаливая война" не приносит никаких мирных дивидендов.
Поэтому президентская директива о создании должности Национального контрразведчика, подписанная Биллом Клинтоном в декабре 2000 г., является шагом в нужном направлении, и новой администрации следует его поддержать. Новый царь контрразведки (в правительстве его называют сокращенно "NCIX") будет обладать широкими полномочиями в отношении неорганизованной группы гражданских и военных контрразведчиков, составляющих "КР сообщество" ("сообщество контрразведчиков"). Подобное следовало сделать уже давно.
Все те из нас, кто сделал себе карьеру, охотясь на шпионов, сетуют по поводу того, что битвы за территорию между различными агентствами гражданских и оборонных разведывательных организаций, а также презрение, с которым многие офицеры разведки относятся к контрразведке, порой давали нашим соперникам возможность одерживать крупные шпионские победы. Нам повезло во время Холодной войны, когда стратегический ядерный баланс удерживал Советский Союз от враждебных акций, и когда экономическая и политическая системы Москвы несли в себе семена собственной кончины. Несмотря на то, что предательства таких шпионов, как Джон Уокер, Клайд Конрад, Олдрич Эймс и теперь, как выясняется, Роберт Хансен, могли бы принести Москве ощутимую выгоду, Холодная война завершилась "мягкой посадкой", и мы обошлись без крови, которая могла бы быть пролита в результате шпионских успехов Советского Союза.
В следующий раз нам может и не повезти. Среди соперников Вашингтона есть "государства-изгои" и транснациональные террористические организации, спонсоров и членов которых жутко обижает высокомерное с их точки зрения поведение Америки, поддержка, которую мы оказываем Израилю, экспансия американского "культурного империализма", представляющий угрозу традиционным обществам.
Такие чувства кровной обиды испытывают те, кто считают США очередной "империей зла", мечтают об их крушении, жаждут обзавестись оружием массового поражения. Их пыл, зачастую религиозный, невозможно сдерживать так же легко, как мы сдерживали Советский Союз. Несмотря на то, что еще не было случая, чтобы таким организациям, как группировка Осамы бен Ладена, удалось проникнуть в наши разведывательные ведомства, мы не должны исключать такую возможность. В современном мире укрепление контрразведки страны против шпионов и террористов - хорошая инвестиция.