Во вторник над Брюсселем шел снег. Он падал на полицейские фургоны, на патрульные вертолеты, на крыши штаб-квартиры НАТО, здания на улице Юсте Липсе, где собираются высшие европейские руководители, на Берлемонт, где заседает Европейская комиссия - места, ставшие ареной грандиозной церемонии трансатлантического примирения.
Брюссельский бал начался накануне под сводами зала, где некогда собиралась бельгийская аристократия. Там президент США приветствовал объединенные европейские страны, лидеров которых он призвал вместе с ним нести свободу всему земному шару. Жан-Клод Юнкер вчера поддержал это предложение: "На нашем общем знамени начертаны слова "свобода" и демократия".
Партитуры, расписанные заранее. "Все мы были тронуты присутствием президента Соединенных Штатов", - сказал президент Жак Ширак. Европейские лидеры встретили Джорджа Буша улыбками, старательно разыгрывая заранее расписанные партитуры. Уже давно было решено делать акцент на те пункты, по которым взгляды сторон совпадают. По Ираку глава Белого дома и европейские руководители предлагают провести большую международную конференцию, если иракское правительство об этом попросит. По Ближнему Востоку они намерены сотрудничать в деле создания двух государств. В ливанском вопросе они требуют незамедлительного выполнения резолюции 1559 ООН о выводе сирийских войск.
Поэтому было решено не омрачать торжественного момента долгими дискуссиями по поводу Китая: каждый просто выслушивает другого по поводу того, стоит или нет снимать эмбарго на поставки оружия Пекину, хотя Джордж Буш (который против снятия эмбарго) уточняет, что в этом еще потребуется убедить американский конгресс.
Атаковать Иран? "Это смешно, - говорит Буш, - хотя никакое решение не исключается". Устраивать диспут по поводу климата? Об этом не может быть и речи: Европа "потеряла всякую иллюзию" по поводу присоединения США к Киотскому протоколу, доверительно сообщает один из европейских чиновников. Дебаты по этому поводу "несвоевременны", говорит Джордж Буш, хотя Жак Ширак хочет верить в возможное изменение американской политики в данном вопросе. "Это очень важный день", - сказал взволнованный Жозе Мануэль Дурау Баррозу, председатель Европейской комиссии.
"Добрый старый Буш". Перед знакомством с Европейским союзом, который, как сочли американские стратеги, с расширением усилился, Джордж Буш пообедал с Тони Блэром и отправился в более привычное американцам здание - в штаб-квартиру Североатлантического альянса.
"Добрый старый Буш" ("same old Bush"), как он, смеясь, представился журналистам, получил здесь, как и ожидалось, заверения в готовности всех стран НАТО участвовать - хотя и в разной степени - в подготовке иракских вооруженных сил. Хотя некоторые страны ограничиваются лишь выделением на это денег, отказываясь от присутствия в Ираке (Франция, например, даст 2 млн евро), Джордж Буш был рад: "Любой вклад имеет значение".
Глава Белого дома выслушал предложения по реформированию НАТО, высказанные немцами и подхваченные французами: этот альянс "функционировал в прошлом" и "будет функционировать в будущем", ответил он. Союз "должен быть местом, где люди могут спокойно обсуждать стратегические вопросы". О том, чтобы все резко менять, нет и речи, но улучшать работу не возбраняется.
Путинская Россия под прицелом. В штаб-квартире Североатлантического альянса президент Джордж Буш встретился с одним из своих союзников по "кампании за освобождение Ирака" - главой итальянского правительства Сильвио Берлускони. Но больше всего его впечатлила четвертьчасовая беседа один на один с президентом Виктором Ющенко. Конечно, герой "оранжевой революции" приехал в Брюссель по линии Совета НАТО-Украина (аналогичный орган существует и для контактов НАТО с Россией), но преследовал он далеко идущую цель - "добиться вступления Украины в Европейский союз и Североатлантический альянс". И Джордж Буш, и генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер ответили ему: путь в НАТО открыт.
Жак Ширак, испанский премьер-министр Хосе Луис Сапатеро, германский канцлер Герхард Шредер и бельгийский премьер-министр Ги Верхофстадт осторожно промолчали. Может быть, они подумали о Владимире Путине, который накануне встречи с Джорджем Бушем в Братиславе, должно быть, мечет громы и молнии, узнав о том, какой оборот приняло это трансатлантическое примирение? Ибо Джордж Буш, не довольствуясь поддержкой сближения Киева с Западом, указал России на необходимость строже соблюдать правила, которым должны следовать европейские государства: "Мне нравится, когда в стране есть свободная и независимая пресса". Он понимает "озабоченность балтийских стран" и считает важным "напомнить, что демократии основываются на верховенстве закона, свободе, правах человека и свободе прессы".
Омар и пряные фиги. К концу встречи между европейскими лидерами и Джорджем Бушем не произошло ни малейшего инцидента, который нарушил бы плавное течение трансатлантического шоу. Президенту США пришлось разделить с европейскими хозяевами встречи омара, барашка и пряные фиги на последнем этаже Берлемонта, прежде чем уехать в Восточную Европу, где он снова встретится с канцлером Герхардом Шредером и отныне критикуемым "личным" другом Владимиром Путиным.