Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
23 февраля 2006 г.

Жан-Пьер Перрен | Libération

В Ираке между шиитами и суннитами идет "война мечетей"

Заминированные автомобили на рынках, убийства религиозных и политических деятелей, похищения мирных граждан, которых потом находят казненными или замученными до смерти... Кажется, все самые страшные зверства уже были пущены в ход, чтобы спровоцировать гражданскую войну между суннитами и шиитами в Ираке. Все, кроме того, которое могло оказаться решающим фактором: теракта против святыни. Взрыв в Самарре был устроен только с этой целью. Как и предполагали исполнители теракта, он тут же вызвал "войну мечетей", для предотвращения которой мирных призывов великого аятоллы Али Систани, верховного авторитета иракских шиитов, оказалось недостаточно.

"Для шиитов это чудовищная агрессия, сравнимая с тем, чем в глазах всех мусульман было бы нападение на Мекку, - так прокомментировал инцидент Назим ан-Наими, профессор политических наук из багдадского университета Мустансирия, слова которого приводит агентство AFP. - После этого теракта мы станем свидетелями роста межобщинного конфликта. Это может поставить страну на грань гражданской войны".

Халифат. Теракт, повредивший Золотую мечеть, явился тем большим оскорблением для религиозных чувств шиитов, что террористы совершили его в мухаррам - священный месяц, во время которого правоверные шииты оплакивают убиение своего третьего имама, Хусейна, сторонниками халифа. Его мученическая смерть стала причиной раскола между суннитами и шиитами. И именно халифат мечтают сегодня восстановить действующие в Ираке салафитские группы вроде той, которой руководит иорданец Абу Мусаб аз-Заркави, представляющий в этой стране "Аль-Каиду" и Усаму бен Ладена.

Взыв был устроен в момент, когда США стали все более открыто выражать тревогу в связи с угрозой гражданской войны, способной задержать вывод из Ирака 130 тысяч американских солдат. Уже несколько недель они использовали весь свой политический вес, чтобы обязать премьер-министра Ибрахима Джаафари (шиитского исламиста, очень близкого к Тегерану) сформировать правительство национального единства, в котором суннитам была бы отведена отнюдь не символическая роль. А в понедельник, находясь с визитом в Багдаде, глава британской дипломатии Джек Стро поторопил Джаафари с формированием многоконфессионального кабинета, что вызвало раздражение у главы иракского правительства.

Эскадроны смерти. Ответом на стратегию суннитских радикальных групп, разжигающих гражданскую войну, является стратегия шиитских экстремистов, которые, со своей стороны, также способствуют нагнетанию напряженности между общинами. Одно из шиитских ополчений ведет себя наиболее вызывающе - это "Бригады аль-Бадр", вооруженное формирование радикальной исламистской Верховной ассамблеи исламской революции в Ираке, нашпигованное агентами иранских спецслужб. Выполняя функции "эскадронов смерти", "бадровцы" также контролируют МВД, в адрес которого постоянно звучат обвинения в организации убийств суннитских политиков и религиозных деятелей.

Впрочем, в понедельник посол США Залмай Халилзад осудил это раздирание силовых структур по конфессиональному признаку, отбросив при этом всякую дипломатию: "США вкладывают в иракскую армию и полицию миллиарды долларов. Американские налогоплательщики хотят, чтобы их деньгами распоряжались как подобает. Мы не будем вкладывать деньги американцев в структуры, которыми руководят люди, являющиеся сектантами".

Эскалация. Вчера шиитская община, почти ежедневно подвергающаяся терактам со стороны суннитских радикальных групп, в первый раз ответила соперничающей общине настоящими карательными акциями. Это дает основания думать о возможной эскалации конфликта, способной привести к гражданской войне. Войну, уже ощущающуюся в некоторых кварталах Багдада, например в Эд-Дуре, можно остановить лишь при условии, что радикальные шиитские группы воздержатся от призывов к мести и ответным акциям. В этих условиях Марджаийя (шиитская религиозная инстанция) в Неджефе, в которой Систани является ключевой фигурой, представляется последней надеждой на то, что эскалацию конфликта удастся предотвратить.

Взоры наблюдателей обращаются и в сторону Тегерана, оказывающего большое влияние на радикальные шиитские группы. Обеспокоенный угрозой гражданской войны в Ираке, верховный лидер Али Хаменеи, объявивший семидневный траур, призвал иракских шиитов не нападать на суннитские мечети, чтобы не "помогать врагам ислама". Ответственность за теракт он возложил на американские и израильские "спецслужбы".

В Ливане Мухаммед Хусейн Фадлалла, другой шиитский исламский лидер, близкий к Ирану, также избрал Вашингтон козлом отпущения. "Это варварское преступление, - сказал он, - было совершено с целью спровоцировать в Ираке восстание, которое распространилось бы на весь регион, поскольку с помощью убийств (шиитов. - Libération), совершенных с благословения американских оккупационных войск, не удалось втянуть мусульман в спираль насилия, сжигающего все на своем пути".

Эти обращения не достигли своей цели: вчера только в иракской столице было атаковано, сожжено или захвачено 27 суннитских мечетей.

Источник: Libération


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru