Лоуренс Аравийский, английский офицер, поднявший арабов на восстание против Оттоманской империи, в действительности мечтал о еврейском государстве, которое бы простиралось "от реки Иордан до моря". Человек, который остался в истории как поборник независимости арабов, на самом деле относился к арабам "с некоторым презрением". Таково мнение британского историка Мартина Гилберта, который опубликовал в газете Jerusalem Post некоторые фрагменты своей книги "Черчилль и евреи", ожидаемой на прилавках книжных магазинов в ближайшее время. Лоуренс, по словам Гилберта, верил в то, что лишь еврейское государство может помочь арабам "сделать что-то для самих себя".
Иными словами, борец за права арабов, офицер вооруженных сил Ее Величества, всегда носивший джеллабию, как его изобразил Питер О'Тул в фильме Дэвида Лина, был по сути, "убежденным сионистом". Он был уверен в том, что Израильское государство - единственная надежда для арабов Палестины. Если бы существовало еврейское государство, оно привело бы арабов в современность, принесло бы "дрожжи", как он это называл, которые бы помогли арабам войти в ХХ век. По мнению Гилберта, Лоуренс хотел, чтобы "еврейское государство простиралось от берегов Средиземного моря до реки Иордан" и, как говорит автор, был убежден, что в таком виде оно "никогда не исчезнет".
"Откровения" Гилберта были восприняты в Израиле с некоторой отчужденностью. Мнения читателей той же Jerusalem Post разделились. Некоторые, выступая на сайте газеты, хотели напомнить, что теории британского писателя противоречат теориям таких ученых, как Майкл Оурен, Митчелл Бард, Дэвид Фомкин, Маргарет Макмиллан, Том Сегев, ведущих специалистов по ближневосточной истории. Некоторые утверждают, что Лоуренс говорил о возможности альянса между евреями и арабами. Другие подчеркивают, что "презрение" Лоуренса к арабам отнюдь не является чем-то необычным - можно вспомнить таких деятелей, которых никак нельзя заподозрить в сионизме, как Нельсон Мандела или Ганди. Есть и те, у кого вызывает раздражение, что евреи ищут поддержки в том, что касается сионизма, "у гомосексуалиста Лоуренса", в то время как им должно быть достаточно Торы.
Некоторая двойственность просматривается в ответах писателя иерусалимской газете. Критичная в отношении арабской культуры, не приспособленной к дипломатии и склонной к инстинктивным реакциям, точка зрения Лоуренса была распространена, по мнению многих ученых, в Великобритании того времени. Но в настоящее время многие убеждены в том, что Лоуренс восхищался смелостью и преданностью арабских повстанцев. Другие путешественники той поры, к примеру Уилфрид Тиесайгер или еще раньше Уильям Гиффорд Полгрейв, изучали арабскую культуру и распространяли восхищение ею в Соединенном Королевстве. Единственным литератором, который не разделял этого восхищения, был Чарльз Доти, автор "Пустынной Аравии", к которой Лоуренс написал предисловие, где попытался убедить читателя, что автор все же любит Аравию. Не слишком точным кажется термин "statehood" - "государственность", а не "государство" - его Гилберт использовал для обозначения еврейской общности, которая должна "оберегать" арабов. В действительности, говорят ученые, в Великобритании, которая входила в состав Совета Лиги Наций, никто не думал о таком государстве, как Израиль.