Президент России Владимир Путин, назвавший распад Советского Союза "крупнейшей геополитической катастрофой XX века", в начале XXI века отчаянно старается вернуть остаткам этой страны статус великой державы. Оседлав нефтяную волну, которую обеспечили 500-процентный рост цен и 60-процентное увеличение объемов добычи нефти по сравнению с 1998 годом, теперь Путин, судя по всему, готовится разыграть главный козырь в российской колоде - создание газового картеля наподобие ОПЕК.
Крупнейший в мире ядерный арсенал не смог помешать развалу СССР 15 лет назад. Несмотря на периодическое размахивание шашкой, Путин понимает, что сегодня вторые по величине в мире запасы ядерного оружия не смогут обеспечить России статус второй сверхдержавы, которой был Советский Союз, пока в 1991 году не произошло его политическое, экономическое, географическое, моральное и социальное банкротство. Сознавая требования современной глобальной экономики к качеству продукции, международные стандарты производительности и ограничение на издержки, Путин понимает, что при его жизни Россия не сможет конкурировать на экономическом фронте ни с Европой, ни с Японией и Китаем, ни с Соединенными Штатами. Однако он достаточно умен, чтобы понимать: кратко-, средне- и долгосрочное преимущество России заключается в энергетике. Если Россия и вернет себе утраченное положение, то произойдет это благодаря нефти и газу. Судя по всему, Путин безжалостно и целенаправленно использует данное преимущество в полную силу.
В июле 1998 года, за месяц до краха российской экономики (дефолта, банковского кризиса и обрушения рубля), президент Ельцин назначил Путина главой ФСБ, преемницы КГБ, где он до этого служил в течение 15 лет. В том же году мировые цены на нефть упали ниже отметки в 10 долларов за баррель, а объемы добычи нефти в России в среднем составляли менее 6 млн баррелей в день (для сравнения: в середине 1980-х в Советском Союзе добывались рекордные 12 млн баррелей в день). Но после 1998 года ОПЕК вернула себе контроль над рынком, урезав добычу нефти и начав эксплуатировать золотую жилу, которую обеспечил постоянный спрос. Цена на нефть стала неуклонно расти, в прошлом году она превысила 75 долларов за баррель и с тех пор не опускалась ниже 55 долларов. Одновременно с этим объемы добычи нефти в России подскочили почти на 60%, превысив во второй половине прошлого года показатель в 9,25 млн баррелей в день, что вывело Россию на первое место в мире по добыче нефти.
Теперь же Путин намекает на создание картеля в сфере природного газа. Согласно авторитетной оценке журнала World Oil, запасы природного газа в России составляют почти 2400 трлн кубических футов. России, "газовой Саудовской Аравии", принадлежит более трети мировых запасов, составляющих 7000 трлн кубических футов. На втором месте находится Иран (1000 трлн), за ним следует Катар (900 трлн). Эти три государства совместно контролируют 60% мировых запасов газа. Вместе с Саудовской Аравией (240
трлн) и Объединенными Арабскими Эмиратами (200 трлн) они составляют пятерку стран, контролирующих две трети мировых запасов.
Недавно Путин на своей ежегодной пресс-конференции в Кремле заявил: "Газовый ОПЕК - идея интересная, мы подумаем". А в январе лидер Ирана аятолла Али Хаменеи в ходе переговоров с Игорем Ивановым, главой российского Совета безопасности, предложил создать газовый картель. В феврале Путин посетил Саудовскую Аравию и Катар, и эта тема занимала значительное место в обсуждениях.
Скептики называют множество причин, которые затруднят создание газового картеля. Большая часть этих причин, которые мы рассмотрим в следующей редакционной статье, значима лишь в краткосрочной перспективе. Следует напомнить, что ОПЕК была создана в 1960 году, и лишь через 13 лет начала демонстрировать свою силу. Многие полагают, что Путин (который, согласно конституции, обязан покинуть свой пост не менее чем на четыре года, прежде чем снова сможет выдвигаться в президенты) после своего ухода в следующем году возглавит "Газпром", российскую газовую монополию. Вряд ли мы пойдем против истины, сказав, что 54-летний мастер боевых искусств (у Путина черный пояс по дзюдо) намерен участвовать в геополитической игре еще долго.