Россия на прошлой неделе отметила 20-ю годовщину вывода войск из Афганистана заявлениями своих лидеров, что им бы не хотелось, чтобы американской военной миссии выпала та же унизительная участь, пишет The New York Times.
Однако на практике Россия, похоже, не может решить, на что она делает ставку: на успех нынешней американской операции в Афганистане, на ее провал или на ее затягивание, которое вызовет тайные усмешки в недрах Кремля, отмечает издание.
Эти противоречивые импульсы проявились в этом месяце, когда бывшая советская республика Киргизия заявила о закрытии американской военной базы, - предположительно с подачи Москвы. В то же время русские заявили, что разрешат транспортировку через российскую территорию грузов для миссии НАТО, напоминает Клиффорд Дж.Леви.
"Россия хочет стать единственным хозяином в Центральной Азии, - отметил Андрей Серенко, основатель Центра изучения современного Афганистана. - Россия максимально заинтересована в затруднении ситуации для США, чтобы поставить переброску американских сил в Афганистан в зависимость от воли Кремля".
России есть, что терять в Афганистане, пишет издание. Она опасается распространения исламского экстремизма в Центральную Азию и на юг России, где она на протяжении нескольких лет боролась с исламскими мятежниками в Чечне и в ближайших регионах. Кроме того, Россия, столкнувшаяся с серьезной проблемой героина, нуждается в том, чтобы власти Афганистана прекратили производство опия.
Помимо обеспокоенности близким присутствием американских солдат, Кремль также не желает предоставлять существенной помощи, пока не узнает, какую позицию по отношению к России занимает администрация Барака Обамы.
"Это очень деликатный момент для России, так как она пытается понять планы администрации Обамы, - отметил Владимир Сотников, специалист по Южной Азии из московского Института востоковедения. - В российской политической элите идет борьба между прагматиками и консерваторами. Прагматики настывают на открытии новой главы российско-американских отношений, но консерваторы мыслят устаревшими категориями: "Смотрите, больших изменений не будет, давайте закроем американскую базу".