В ноябре прошлого года милиционеры в штатском ворвались в московскую квартиру, где ночевали Олег Воротников и Леонид Николаев, повествует The Independent. "Милиционеры велели всем не подниматься с пола, сковали обоих мужчин наручниками, надели им на головы пластиковые пакеты и бросили их в милицейскую машину. 10 часов они ехали на север. Как утверждается, милиционеры били обоих ногами и подвергали издевательствам. С тех пор и до самого недавнего времени Воротникова и Николаева держали в СИЗО в Санкт-Петербурге. Но Воротников и Николаев - не торговцы наркотиками, не опасные беглые убийцы, а художники", - пишет корреспондент Шон Уолкер.
Оба являются членами радикальной арт-группы "Война", которая раздражает российские власти все более дерзкими акциями, поясняет автор. Арест Воротникова и Николаева вызвал в России опасения, что возрождается цензурирование искусства по советскому образцу.
"Война" впервые получила известность в феврале 2008 года - накануне выборов, в результате которых к власти пришел Медведев, активисты устроили оргию в Биологическом музее под лозунгом "Е***сь за наследника Медвежонка!". Группа была обвинена в распространении порнографии и ушла в подполье.
Идеолог группы Алексей Плуцер-Сарно отрицает, что акция "Дворцовый переворот" (с переворачиванием милицейских машин на Дворцовой площади) внесла в деятельность арт-группы элементы криминальности. "Если художники считают свою акцию произведением искусства, а эксперты и аудитория разделяют это мнение, что это тогда такое? Искусство или преступление? Мы боремся с властями, которые действительно преступны", - сказал он в интервью. Между тем власти предъявили Воротникову и Николаеву обвинения в хулиганстве, а Плуцеру-Сарно, который утверждает, что скрывается, - в организации преступного сообщества.
"В российском арт-сообществе не все одобряют "Войну", но после ареста была проявлена определенная солидарность, а акцию "Х*й в ПЛЕНу у КГБ" выдвинули на престижную премию в области современного искусства", - пишет газета. По словам куратора Русского музея Олеси Туркиной, "Война" унаследовала традиции русских футуристов: "Это не просто искусство, а искусство революционное".