Ветер народных восстаний, взбудораживших арабские страны, по-видимому, обошел стороной Израиль и оккупированные палестинские территории, пишет Le Monde. "Их вполне устраивал статус-кво: для израильтян египетский раис был гарантом мирного соглашения 1979 года, - продолжает обозреватель Лоран Зеккини. - Что касается Палестинской автономии, то она лишилась защитника, одного из немногих глав арабских государств, который из-за своих контактов с израильским премьер-министром скорее оказывал ей услуги, нежели предоставлял субсидии. Палестинские правительства в Рамаллахе и Газе не назовешь образцами демократического правления, поэтому они сочли благоразумным не позволять народу призвать их к ответственности. Ряды палестинских революционеров поредели в результате горького опыта жестокого подавления народных восстаний. Кроме того, вторая интифада привела к власти в Израиле самое правое и религиозно-фанатичное правительство в современной истории страны".
По мнению писателя и ректора палестинского университета Аль-Кудс Сари Нуссейбеха, "пламя национальной мобилизации" 1980-х угасло, и палестинцы "видят, что их руководство не смогло воплотить эти идеи в действительность, что израильтяне не хотят мира, а их руководители - не такие уж герои". У такой апатии палестинцев множество причин, главная из которых - израильская оккупация, а также раскол между Западным берегом реки Иордан и сектором Газа, бурный экономический рост на Западном берегу реки Иордан, утрата веры в политические переговоры и вооруженную борьбу и шизофреническая ситуация 1,5 млн палестинцев, проживающих в Израиле, которые разрываются между стремлением к созданию независимого палестинского государства и желанием добиться равноправия с оккупантами, отмечает Зеккини. "Парадоксально, но израильская оккупация не уничтожила демократическую жизнь. И хотя палестинскую демократию нельзя назвать образцовой, палестинцы верят, что своими голосами могут наказать своих руководителей. Чего не скажешь о других странах региона", - подчеркивает газета.
Израильтяне, застигнутые арабскими восстаниями врасплох, традиционно пытаются еще сильнее забаррикадироваться. Однако их вера в то, что Америка и дальше будет считать Израиль "единственной ближневосточной демократией", потерпела фиаско. "Египетский кризис, кроме всего прочего, продемонстрировал относительность такого представления: безусловно, Израиль - парламентская демократия, с независимым правосудием и свободой прессы. Но только для евреев. За "зеленой чертой", на оккупированных палестинских территориях Израиль проводит политику колониального режима с сомнительными демократическими "ценностями". Необходимо признать также, что (...) Израиль имеет некоторую склонность к автократическим режимам и даже диктатурам. Израильские руководители все еще не извлекли уроки из египетских событий, один из которых состоит в том, что перед напором мирного народного гнева военная мощь в какой-то момент может столкнуться со своей ограниченностью", - констатирует Зеккини.
Палестина может почерпнуть в арабских восстаниях новую политическую энергию для массового протеста против израильской оккупации, однако маловероятно, что израильская армия продемонстрирует ту же сдержанность, что и египетские военные на площади Тахрир, резюмирует издание.