"Мы наблюдаем глобальный катаклизм, в результате которого возвышающиеся империи (российская и китайская), а также исламские племена неуклонно затмевают национальное государство. Для свободы и демократии во всем мире это будет иметь губительные последствия, - прогнозирует колумнистка The Times Мелани Филипс. - Перед лицом этих ужасающих событий Запад не в силах даже осознать истинную природу и размах вставшей перед ним угрозы, не говоря уже о том, чтобы бороться за политическое устройство, веру в которое он столь трагическим образом утратил".
"Когда российские самолеты на прошлой неделе появились у побережья Корнуолла, ВВС Великобритании пришлось поднимать в воздух истребители из Линкольншира. Премьер-министр же отмахнулся от этой очередной провокации, заявив, что никакой "особенной реакции" она не требует", - напоминает Филипс. По ее мнению, это проявление "военной и политической немощи".
"Президент Путин, этот новоявленный царь России, не только принимает во внимание глубокое нежелание НАТО пресекать его агрессию, но почти наверняка отмечает более глубинный процесс. Речь идет о прогрессирующей эрозии самой идеи национального государства и перспективе возращения к состоянию мирового беспорядка, существовавшему в период до Нового времени, - продолжает она. - Лишь национальное государство, основы которого были заложены Вестфальским мирным договором 1648 года, через объединяющую граждан национальную идентичность порождает демократию. Эта гарантия территориальной целостности позволяет поддерживать международный порядок".
"Арабскому миру эта модель была привита после Первой мировой войны, когда Великобритания и Франция разделили Ближний Восток, создав искусственные государства, такие как Ирак, Сирия и Ливан. Теперь, когда эти государства рушатся, арабский мир превратился в театр военных действий, наиболее вероятным исходом которых будет возврат к соперничающим племенным анклавам", - прогнозирует автор.
"Этим хаосом пользуется Иран. Он не покладая рук расширяет собственную исламскую империю", - отмечает Филипс. По ее мнению, этому способствует то обстоятельство, что "Америка при президенте Обаме отказалась от своей исторической роли полицейского и гаранта мировых свобод". Из слов самого Обамы Филипс делает вывод, что произошло это из-за некоего комплекса исторической вины, "веры Запада в свой первородный грех... Десятилетиями напролет он твердит самому себе, что западные народы по природе своей расисты и колониалисты... Война ради защиты народа воспринимается как атавизм, откат в менее просвещенную эпоху... Соответственно, даже не подлежащие обсуждению программы вроде иранской апокалипсической войны с Западом были переосмыслены и сочтены идеологическими течениями, с которыми возможны компромиссы. Это катастрофическим образом сказалось на культурах, в которых компромиссы считаются признаком слабости. Поскольку меры военного характера были исключены из инструментария, оживились те, кто видит в Западе спелый плод, который нужно лишь сорвать".
За "размыванием готовности Запада защищать демократию и народы" внимательно следит не только арабский мир, но и Россия с Китаем, развивает свою мысль Филипс. "Они убеждены, что могут заполнить этот вакуум, расширяя свои сферы влияния вплоть до восстановления российской и китайской империй", - полагает она.