Россия собирается наладить интерконтинентальное железнодорожное сообщение между Европой и Азией. Через пять лет пассажирские и товарные поезда из Амстердама и Берлина будут прибывать в Токио. Об этом в интервью ?Берлинер Цайтунг? заявил министр путей сообщения России Николай Аксененко.
Речь идет о создании новой стратегической транспортной ветки, которая быстро и с минимальными затратами свяжет Европу с Дальним Востоком. По мнению Аксененко, налаживание прямого сообщения с Японией задача ближайшего будущего. Для этого необходимо построить туннель, который свяжет материк с островом Сахалин. А потом будет проложен туннель от Японских островов до Сахалина.
?Японцы ждут, что мы начнем. Как только это произойдет, они быстро пойдут нам навстречу?, - говорит министр. Проект важен не только для Европы, но и для Японии, потому что благодаря нему облегчится доступ к российским месторождениям полезных ископаемых. По туннелю будут ездить не только автомобили и поезда, по нему будут проложены нефте- и газопроводы. Строительство будет финансироваться государством. Возможно, будут привлекаться и частные инвесторы.
Туннель станет стратегически важным звеном российской железнодорожной сети, превратив Россию в самый быстрый, короткий и дешевый транзитный путь из Европы в Азию. Россия станет мостом между Европой и Азией. ?Этот проект важным как для Европы, так и для Востока. Мы выдержим самые высокие стандарты безопасности. Мы будем гарантировать сроки поставок. Процесс доставки грузов будет осуществляться быстрее и надежнее, чем по морю, потому что у нас не будет ни тайфунов, ни пиратства?, - заявил Аксененко.
Российский министр заверил, что сегодняшнее состояние Транссибирской магистрали и вообще грузоперевозок в стране значительно лучше, чем считается. Например, в прошлом году во время перевозок по российским железным дорогам исчезло товаров в общей сложности на сумму всего 170 тыс. марок. А в 2000 г. на российских железных дорогах произошло всего пять мелких аварий.
?На Транссибе существует уникальная система автоматического управления движением поездов, которой до сих пор нет даже в Германии?, - говорит министр. Каждый контейнер снабжен специальной электронной сигнализацией. И само собой разумеется, что железная дорога исправно функционирует даже в 60 градусные морозы. И, как результат, особая надежность и безопасность движения. ?Покажите мне такие же показатели в Германии, США или во Франции?, говорит Аксененко.
Естественно, Россия не сможет справиться со всем грузооборотом между Европой и Азией. ?Однако мы попытаемся взять на себя обслуживание приблизительно шестой части соответствующих грузоперевозок?, - говорит Аксененко. Для достижения этой стратегической цели русские будут сотрудничать с ?Сименсом?. Аксененко собирается подписать с немецким концерном рамочное соглашение о сотрудничестве. Его стоимость оценивается в ?несколько сотен миллионов долларов?. Речь, в том числе, идет о системе управления движением поездов, создании системы сообщения, строительстве пассажирских вагонов и пр.
На повестке дня пока не стоит только строительство высокоскоростных поездов. Для реализации запланированного российско-французского проекта создания линии высокоскоростного сообщения между Москвой и Санкт-Петербургом, по словам министра, нет достаточного финансирования. Приватизация железных дорог тоже пока не предусматривается. Однако частные компании, внося плату в государственную казну, смогут эксплуатировать собственные составы. ?Сименс? и ?Фольксваген? смогут использовать на Дальнем Востоке вагоны собственного производства, - утверждает российский министр. В настоящее время в частной собственности находится около 21% всех товарных вагонов. Как правило, собственные товарные составы используют металлургические заводы, нефтяные компании и деревообрабатывающие предприятия.
Российское правительство, по словам министра, не будет возражать и против создания частных железнодорожных компаний, которые строили бы и эксплуатировали новые участки дорог.