Вчера президент России Владимир Путин передал эстафетную палочку конфликта на Северном Кавказе в руки директора ФСБ Николая Патрушева, который теперь возглавит оперативный штаб по управлению контртеррористической операцией в Чечне.
К принятию этого стратегического решения Путина подтолкнуло присутствие на территории республики значительного числа военных, которые за последний год из-за организованных повстанцами засад превратились в пушечное мясо (только за один вчерашний день в Гудермесе погибли 9 милиционеров). "Теперь контртеррористическая операция будет осуществляться силами ФСБ, МВД и спецподразделений Минобороны", - заявил президент, оправдывая принятие своего решения конституционным долгом ФСБ по борьбе с терроризмом.
Одновременно с решением Путина, освобождающим министра обороны Игоря Сергеева от руководства проводимой операцией, было объявлено о частичном сокращении группировки федеральных сил в Чечне, в настоящее время насчитывающей около 80 000 военнослужащих. Хотя конкретные цифры не были названы, президент хочет, чтобы после проведения сокращения в Чечне остались приблизительно 15 000 солдат Минобороны и 7 000 военнослужащих внутренних войск.
Этим шагом президент не только откликается на неоднократные просьбы пророссийски настроенного главы администрации Чечни Ахмада Кадырова, по мнению которого, значительное присутствие военных препятствует налаживанию мирной жизни, - но и хочет порадовать Совет Европы. "Это не означает, что операция закончена, а говорит о том, что она будет продолжаться с той же интенсивностью, но с использованием других сил и средств",- уточнил Путин.
Подчиненные Патрушева должны будут разработать специальные операции по уничтожению последних групп боевиков, которых, по словам военных, сейчас осталось около 1000 по сравнению с 20 000 в октябре 1999 года. Кроме того, они должны будут использовать свои шпионские навыки для того, чтобы выследить неуловимого Шамиля Басаева - врага Москвы ?1, который в августе 1999 года раздул пламя войны своим неожиданным вторжением в соседний Дагестан во главе отряда из приблизительно 3 тыс. человек.
Российский президент предоставил Патрушеву четыре месяца, чтобы его люди продемонстрировали свои способности. К 15 мая директор ФСБ должен будет представить Путину отчет о своей деятельности.
Большие потери (в период с октября 1999 года погибли 2700 российских военнослужащих), а также нынешнее развитие конфликта, когда боевые действия ведутся в горах, и российские войска подвергаются точечным ударам со стороны повстанцев - вот что заставило Путина изменить стратегию ведения операции в Чечне. Далеко позади осталось время бомбовых ударов и массированных артобстрелов, не оставивших камня на камне от Грозного в начальный период конфликта.
Чтобы окончательно погасить конфликт, который все никак не затухает, Путин сделал ставку на такую тонкую и эффективную хирургическую работу, как разведка. Этот мир известен президенту не понаслышке, поскольку сам Путин в 23 года добровольно поступил на службу в КГБ, которому отдал 16 лет, а в 1998 году Борис Ельцин назначил его директором ФСБ.
Решению Путина передать в руки Патрушева руководство операцией в Чечне предшествовало подписание указа об усилении полномочий пророссийского руководства республики, в первую очередь, нового главы чеченского правительства Станислава Ильясова.
Тот факт, что выбор пал на Патрушева, подтверждает уже ставшее закономерностью стремление Путина ввести во властные структуры многочисленных выходцев из ФСБ. Помимо самого Путина, из бывших сотрудников спецслужб наиболее влиятельный пост занимает Сергей Иванов, возглавляющий Совет безопасности. Кроме того, двое из семи полномочных представителей президента в суперокругах - Георгий Полтавченко и Виктор Черкесов - тоже выходцы из спецслужб.