Павел Бородин, закадычный друг Бориса Ельцина, в настоящее время находится в Бруклинской тюрьме. Он виновен - виновен в глупости столь безмерной, что это даже заслуживает награды.
Если вы верите в богов, то это классический пример того, как Немезида наказывает за высокомерие. Но такие высокие категории свойственны миру трагедии. То, что сделал этот шут гороховый на прошлой неделе, было скорее комедией, и большинство из нас смеется до сих пор.
Что такое нашло на некогда влиятельного босса Kremlin Inc., империи, которой он правил в течение многих лет, что он вдруг сел в самолет компании Delta и отправился в Нью-Йорк? Неужели он забыл о том, что Швейцария выдала ордер на его арест? Или он был настолько убежден в собственной важности, что решил, будто является неприкасаемым? Или он вообще не верил в существование этого ордера?
Я уже писал о Бородине в этой колонке в октябре прошлого года. Тогда речь шла о Kremlin Inc., департаменте кремлевского имущества. Бородин оказался прекрасной иллюстрацией того, что может случиться с сибирским чиновником среднего звена - каким он когда-то был - если ему повезет. Как показывает произошедшая на минувшей неделе эскапада, сибирский чиновник среднего звена всегда остается сибирским чиновником среднего звена. Несмотря на то, что самым лучшим объяснением поведения Бородина является идиотизм, во многом его глупость объясняется верой в то, что если что-то считается хорошим в России, оно считается таковым везде.
В декабре российские прокуроры прекратили расследование, начатое в связи с утверждениями Швейцарии о том, что Бородин имеет отношение к преступному отмыванию денег. Значит, он свободен, верно? И, как он сам однажды похвастался, какие могут возникнуть проблемы у почетного члена российской прокуратуры с номером паспорта 0002?
Так что им, скорее, владело ощущение радости, нежели дурные предчувствия, когда он садился на самолет, вылетавший в аэропорт Кеннеди. Это была его первая зарубежная поездка за целый год - на самом деле с того момента, как был выписан ордер на арест - и он спешил в Вашингтон к началу празднований в связи с инаугурацией президента Буша.
Несколько месяцев - а возможно и лет - назад весь мир ополчился на бедного Бородина. Как несправедливо! А ведь он никому ничего дурного не сделал! Эти докучливые швейцарские прокуроры и западные газеты отказывались снимать с него обвинения в коррупции. И никто не хотел любить или хотя бы признать Союз России и Белоруссии, госсекретарем которого он в настоящий момент является - этот пост президент Путин создал специально под Бородина.
И вдруг, ни с того ни с сего, приходит факс - его приглашают на церемонию инаугурации Буша. И не от кого-нибудь, а от Винсента Джеймса Зенги из компании Stargate Global Strategies Inc. Разве Золушка отказалась бы пойти на бал или хотя бы на ужин при свечах в Вашингтоне, организованный для 2000 важнейших доноров кампании Буша?
Неважно, что Зенга и Бородин никогда не встречались. Президент Белоруссии Александр Лукашенко, еще один международный пария, решил, что это приглашение - знак расположения к ним со стороны администрации Буша. Да, россияне были правы - с республиканцами им будет гораздо легче иметь дело, чем с клинтоновской сворой. Лукашенко лично подписал Бородину разрешение на вылет.
Если он хотел успеть на банкет, нельзя было терять ни минуты - и, к несчастью для Бородина, у него не было времени ставить в свой дипломатический паспорт американскую визу или хотя бы прояснять свой статус в правоохранительных органах. Пока никто не рассказал о том, как именно все выглядело в тот вечер в аэропорту Джона Ф. Кеннеди. Но достаточно иметь немного воображения, а также знать характер и манеры Бородина, чтобы представить себе сцену, разразившуюся в тот момент, когда агенты ФБР бросились на свою жертву.
В октябре я писал, что в зависимости от вашего мировоззрения, Бородин - это пример либо самого хорошего, либо самого плохого российского мужчины. Если среди агентов ФБР были женщины, можно представить себе, как нелепый Бородин пытается делать неловкие покровительственные комплименты, маневр, который вряд ли улучшил обстановку.
А что он стал делать, когда он понял, что все это не шутка? Потянулся за мобильным телефоном, чтобы сделать короткий звонок в российское консульство или мистеру Зенге и все быстро уладить, как могло бы быть в Москве? Черт, забыл телефон дома.
А может быть, он вспомнил о своем безобразном поведении на прошедшей год назад конференции по отношению к Агате Дюпарк, журналистке газеты Le Monde, которая первой рассказала о швейцарском ордере на арест? Вряд ли. "Покажите мне ордер, - кричал он на нее в январе прошлого года. - Это просто вы так написали. А я могу завтра написать, что вы коррумпированы, что у вас шесть мужей и 22 любовника".
Я очень важная персона. Я - госсекретарь Союза России и Белоруссии. Так мог сказать он тем, кто его арестовывал. Кто? Союз чего? У меня дипломатическая неприкосновенность, мог бы заявить он. Жаль тогда, что он въехал в страну с обычным красным российским паспортом, а не зеленым дипломатическим, и что его дипломатический статус является в лучшем случае спорным. У меня есть официальное приглашение на церемонию инаугурации Буша, мог кричать он, размахивая факсом, пришедшим в Москву из офиса Зенги. И наконец, чувствуя отчаяние, я - близкий друг Билла Клинтона.
Когда я показывал ему кремлевские дворцы - отреставрированные мной - он был так потрясен, что не мог вымолвить ничего, кроме "yeah, yeah". Бесполезно. Эти люди, похоже, просто не понимают, с кем они имеют дело. Никаких представлений о гостеприимстве. Не то, что россияне, которые считают, что не повеселили иностранного гостя должным образом, если он не валяется в стельку пьяный под столом.
Бородин был не только мажордомом ельцинского Кремля, но и придворным шутом. Что же, сейчас человек, некогда хваставший, что он управляет активами стоимостью 400 млрд. - да, именно миллиардами - фунтов, явно оказался в дураках.
Возможно таинственное приглашение Зенги, который утверждает, что не посылал его, на самом деле было хитроумной тайной операцией, проведенной в отношении Бородина швейцарскими или "американскими спецслужбами", как любят их называть в России.
Если так, то заманить Бородина в ловушку было так же просто, как предложить ребенку конфету. А что касается президентов России и Белоруссии, несущих ответственность за создание бессмысленного "Союза" двух стран, то они - бывший полковник разведки и человек, паранойя которого часто кажется патологической - тоже выглядят достаточно глупо.