Архив
Поиск
Press digest
26 ноября 2021 г.
23 января 2001 г.

Редакция | The Times

Российский взгляд на Европу

Как признал вчера Крис Паттен, россияне с трудом понимают, что из себя представляет и к чему стремится ЕС. В этом нет ничего удивительного; большинство европейцев тоже пребывают в неведении. Однако подобная неопределенность представляет потенциальную опасность для Москвы. Чем ближе ЕС походит к границам России - а россияне рассматривают это как самый настоящий марш - тем настоятельнее необходимость, чтобы ЕС внес ясность и логику в отношения с Россией. У ЕС проблемы и с тем, и с другим. Как Москве провести различие между "супергосударством", о котором, по словам Паттена, речи не идет, и "сверхдержавой" ЕС, о которой прошлой осенью упомянул Тони Блэр? Как истолковать заверения Брюсселя, что ЕС не претендует на "политическое или идеологическое влияние", когда в официальной повестке дня ЕС на 2000 год говорится, что расширение должно "обеспечить усиление стабилизирующего влияния" в Европе "в дополнение к тому, которое было достигнуто в результате расширения НАТО"?

Подобная параллель будет бесспорно рассматриваться Москвой, как угроза ее интересам, когда в ЕС вступят Польша и Литва. Калининград - бывший Кенигсберг (столица Восточной Пруссии), где с 1945 года находится база российского Балтийского флота - окажется в полной изоляции от остальной территории России, как это было во времена холодной войны с Западным Берлином.

Прежде чем это произойдет, ЕС должен вернуть к себе доверие со стороны России. До середины 90-х годов Москва проводила четкое различие между расширением НАТО, против которого она выступала, и расширением ЕС на восток, которое, по ее мнению, носило экономический характер и, следовательно, не было опасным. Теперь такого различия нет; и все это из-за утвеждения ЕС в роли военной силы. ЕС должен развеять подозрения Москвы, что он пользуется слабостью России, чтобы осуществить политический передел Европы, в результате которого, по словам заместителя министра иностранных дел России Ивана Иванова, Россия останется "без права на жительство на окраине континента".

В отличии от НАТО, которое разработало программу "партнерство ради мира", ЕС почти не предпринимает никаких усилий, чтобы сгладить различие между членами ЕС и теми странами, которые в него не входят. Пописанное им с Россией соглашение о сотрудничестве - в жизнь не претворяется. Чрезмерная бюрократизация превратила его, по словам одного боюссельского чиновника, в свидетельство торжества "процесса над сутью". Скандинавы, встревоженные угрозой со стороны параноидальной России, пытались сделать упор в отношениях с ней на программу "Северное измерение". Они мало в этом преуспели.

А успех ЕС крайне необходим. Расширение ЕС выглядит из Москвы как надвигающийся паровой каток. Брюссель обставил вступление в ЕС многочисленными резулирующими нормами, которые должны соблюдать все новые члены этой организации. Это не только воздвигает торговые барьеры, но и резко ограничивает передвижение людей и товаров через новую внешнюю границу ЕС. Этот бумажный вал увеличивает опасность того, что не только центрально-европейские, но и балтийские страны с их крупными русскоязычными общинами после вступления в ЕС повернутся к России спиной - как в политическом, так и экономическом плане. В этом случае Калининград, как Данциг до 1939 года, может стать опасным источником трений. До того, как эта российская область окажется в полной изоляции, необходимо сделать так, чтобы подобная перспектива не представляла угрозу интересам России. Это будет непросто.

Для этого отвратительного места - по размерам оно сравнимо с Ольстером - характерны плохое управление, нищета, болезни и загрязнение окружающей среды. Доходы ему приносят, в основном, торговля наркотиками, контрабанда, организованная преступность - а также мелкая торговля, которой будет положен конец, если будет введен визовый режим, характерный для ЕС. В этой области, в советское время закрытой для посещения иностранцев из-за размещения там военно-моской базы, до сих пор живут около 18 000 военнослужащих и ржавеют останки когда-то могучего флота. Поставки сюда осуществляются через коридор, проходящий по территории Литвы - понятно, что Россия хочет получить от ЕС гарантии доступа к анклаву. Россия выступает за предоставление Калининграду особого статуса и, опасаясь будущей изоляции области, вновь перебрасывает туда ядерные ракеты. В качестве условия заключения сделки ЕС вправе потребовать от России очистить область от преступности. Но сделка должна быть заключена.

Источник: The Times


facebook
Rating@Mail.ru
Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
Политика конфиденциальности
Связаться с редакцией
Все текстовые материалы сайта Inopressa.ru доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International, если не указано иное.
© 1999-2024 InoPressa.ru