Владимир Путин произносил складные речи об установлении диктатуры закона, но каждому россиянину известно, что закон в России применяется в значительной степени выборочно и так, как это нужно властям.
Давайте посмотрим. Недавно губернатор Курской области Александр Руцкой - объект особой ненависти Кремля - обнаружил, что его имя с легкостью вычеркнули из избирательных бюллетеней, поскольку он не указал в своей финансовой декларации подержанный автомобиль. Далее обращает на себя внимание странный судебный процесс американского бизнесмена Эдмонда Поупа, которого 8 месяцев держали в тюрьме в ужасных условиях, не позволяя воспользоваться услугами адвокатов. И нельзя не сказать о подозрительном, но весьма настойчивом преследовании Владимира Гусинского - владельца единственного в России независимого телеканала и критика Кремля, который в настоящее время находится в Испании под домашним арестом по запросу России.
Так что, вероятно, нет ничего удивительного в предположениях российских политиков и обозревателей, считающих, что арест на прошлой неделе в Нью-Йорке кремлевского инсайдера Павла Бородина - это политический заговор, инспирированный США, а не самое обыкновенное дело, находящееся в компетенции суда.
Бородин был доверенным лицом Ельцина и занимал пост управляющего делами Кремля; именно он перевел тогдашнего полковника КГБ Владимира Путина из Санкт-Петербурга в Москву, тем самым открыв ему дорогу в Кремль. На прошлой неделе он был арестован сотрудниками ФБР в международном аэропорту имени Джона Кеннеди по швейцарскому ордеру на арест, и теперь он ожидает судебного разбирательства в одиночной камере Бруклинской тюрьмы - в намного более комфортабельных условиях, чем когда-то Поуп.
Хотя сам президент Путин воздерживается от высказывания обвинений в адрес новой администрации США, многие государственные чиновники стремятся сделать это за него. В России полагают, что Бородина заманили в ловушку и что его арест свидетельствует о враждебном отношении к России со стороны новой администрации.
Даже беглый взгляд на дело Бородина показывает абсурдность подобного предположения. Швейцарская прокуратура давно хотела задержать Бородина для допроса в связи с расследованием вокруг швейцарской компании "Мабетекс", в 90-е годы получившей от управления делами выгодный контракт на реконструкцию Кремля. Швейцария хочет выяснить, имеет ли это какое-либо отношение к взяткам и отмыванию денег. У США существует договор об экстрадиции со Швейцарией, и ФБР действовало в соответствии со своими обязательствами в рамках этого договора.
Намного труднее объяснить поведение самого Бородина. Он не имел при себе ни дипломатического паспорта, ни дипломатической визы, хотя ему было наверняка известно, что его разыскивают швейцарские правоохранительные органы и что он рискует, отправляясь в США по туристической визе. Возможно, он полагал, что находится под защитой, поскольку получил приглашение на инаугурационное мероприятие от флоридской фирмы, финансировавшей избирательную кампанию Буша. Когда сторонники Буша узнали об аресте, они аннулировали приглашение и вернули этой компании ее деньги.
Следует заметить, что предпринятое Россией собственное расследование по делу "Мабетекс" развивалось в другом ключе. Юрий Скуратов - отважный российский генпрокурор, энергично занимавшийся расследованием - в 1999 году был отстранен от должности. А в прошлом месяце Генпрокуратура России закрыла это дело, придя к выводу, что дела, как такового, нет. По имеющимся сведениям, следователь Руслан Тамаев, принявший данное решение, сразу же после этого получил повышение.
Представители администрации Буша спокойно заверили других россиян, присутствовавших на инаугурационных мероприятиях (таких как глава реформаторской фракции "Единство" в Думе Борис Грызлов), что арест Бородина - это исключительно юридическое дело. Так это и должно быть. Американцы знают, что их правосудие не безупречно, но они верят, что в целом оно оправдывает свое предназначение и является беспристрастным. Близкие друзья бывшего президента США Билла Клинтона оказались в тюрьме за совершенные ими преступления; и сам бывший президент на прошлой неделе предпочел уладить дело миром, чем предстать перед судом за дачу ложных показаний.
Тот день, когда подобную независимость будет демонстрировать российское правосудие, к сожалению, настанет еще не скоро. И если когда-нибудь это произойдет, мы сможем сказать, что Россия сделала жизненно важный шаг на пути к нормальной жизни.